Техника - молодёжи 1999-11, страница 14

Техника - молодёжи 1999-11, страница 14

КНИЖНА

Я ОРБИТА

Это стало происходить все чаще: в редакцию приходит бандероль. А в ней — книга. Как правило, — в бумажном переплете. Зачастую — не очень высокого полиграфического качества. И с обязательным указанием в выходных данных: «Издано за счет автора».

Оборотная сторона «гласности», «свободы слова» — сказать-то вы можете все, что хотите, да только кто слушать будет? Ученый же, исследователь (а как правило, такие книги содержат результаты многолетних научных изысканий) нуждается в аудитории и серьезной, аргументированной критике. Издания такие обычно дороги, и те, кто работает в той же области, зачастую купить их не в состоянии...

Юрий ЛАПИН позвонил. «Вы тут написали о доме, не требующем отопления (№5 за 1999 г.). Я могу рассказать больше». Пришел. И принес книгу «ЭКО-ЖИЛЬЕ - КЛЮЧ К БУДУЩЕМУ», изданную им в прошлом году в Москве, за свой счет.

Скажу сразу: воззрения Лапина небесспорны. Но когда это принципиально-новое СРАЗУ находило себе безоговорочную поддержку? Тем более, что изменить в нашей жизни Юрий Николаевич предлагает многое.

ТАК - НЕЛЬЗЯ. А КАК МОЖНО? Обыватель привык связывать главные экологические угрозы с атомной энергетикой, в крайнем случае — с химией. Ну, максимум — посетовать на многоэтажки, выросшие на месте березовой рощицы...

Тем неожиданнее первое утверждение Лапина: «Ущерб, который непосредственно наносит окружающей среде современная жилая застройка, является только видимой частью айсберга. Ущерб, наносимый по цепочке инженерной инфраструктурой и обслуживающей ее промышленностью, во много раз больше. Анализ показывает, что на единицу ресурсов, потребляемых в доме (вода, энергия), приходятся десятки единиц, потребляемых в обслуживающих системах; то же справедливо и для отходов.

Следовательно, можно заключить, что за счет неподобающего жилья мы имеем не менее трети всего экологического ущерба, наносимого природе цивилизацией. А если добавить сюда производство товаров потребления, структура и ассортимент которых тесно связаны с типом жилья и столь же экологически нерациональны, то долю экологического ущерба, приходящегося на сектор жилья, можно будет оценить более чем в 50%».

Эту оценку автор относит к так называемому «индустриальному» жилью Но ведь появилось оно не по чьей-то злой воле: человек конца XX века хочет жить в тепле, со светом, горячей водой, холодильником, канализацией, стиральной машиной и кухонным комбайном, телевизором, телефоном и Интернетом... Именно «индустриальное» жилье обеспечило все перечисленное. И готовы ли мы от этого отказаться во имя экологии? Я — нет. А что предлагает Лапин?

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО. Немалую часть книги занимает обобщение того, что уже сделано (либо, по крайней мере, предложено к реализации) по отдельным направлениям: энергоснабжение, водообес-

Сергей АЛЕКСАНДРОВ

газом с низкои теплопроводностью, появились теплоэкранирующие шторы, разумеется — решена конструктивно проблема герметизации стыков (впрочем, по-■■ следняя решена давно, вопрос в качестве исполнения...).

Какая-то часть тепла уносится через вентиляцию, и с ростом теплоизолированное™ ее доля повышается. Но технически это также разрешимо, например, при помощи теплообменников (выходящий воздух нагревает входящий).

В результате, без каких-то запредельных ухищрений, а используя толь-

9 ко уже созданное и освоенное (к сожалению, чаще всего — не у нас...) можно сократить roll довое потребление тепла на отопление с наших нынешних 425 кВт*ч/м2 до 30—40 кВт*ч/м2, причем даже для малоэтажных домов, у которых хуже соотношение отапливаемого объема и площади поверхности, нуждающейся в защите... Но вот что принципиально: Лапин утверждает, что при такой величине теплопотребления от системы отопления МОЖНО ОТКАЗАТЬСЯ ВООБЩЕ!

Схема безводного компостирующего биотуалета «Кливус Мультрум»: 1 — туалет; 2 — вытяжная труба; 3 — мусоропровод; 4 — люк для извлечения готового компоста; 5 — отверстие для притока воздуха; 6 — накопитель гумуса; 7 — отсек для кухонных отбросов; 8 — канализационные отбросы; 9 — пол подвала; 10 — пол первого этажа.

печение и канализация, оздоровление воздуха, привязка к местности...

В самом деле: та же энергия в дом как входит (в виде электричества, тепла, горячей воды, на забудем и про наше собственное тепловыделение), так из него и выходит в основном опять-таки в виде тепла. Но что если не просто уменьшить, а ИСКЛЮЧИТЬ теплопотери? Ведь теперь это в принципе возможно!

Так, за последние десятилетия появились материалы, тепловое сопротивление которых в несколько десятков раз больше, чем традиционных. В частности, речь идет о минеральной и стекловате. Совершенствуются и пенополимеры, внедрению которых раньше мешали высокая стоимость и пожароопасность. Сейчас их технологические и производственные проблемы в значительной степени решены.

Далее, любое утепление стен имеет небольшое значение, если прежними остаются окна — эти, по словам Лапина, «тепловые дыры» дома. Но сегодня конструкция окон приближается к устройству иллюминаторов космических кораблей: на стекла наносится специальное теплоотра-жающее покрытие, пространство между ними вакуумируется или заполняется

Схема инженерной системы Фрейбург-ского «солнечного дома»: 1 — окна с теплоотражающим покрытием; 2 — теплоулавливающие стены; 3 — тепловые солнечные батареи; 4 — фотоэлектрические солнечные батареи; 5 — система управления; 6 — электроаккумулятор; 7 — преобразователь тока и напряжения; 8 — гидролизер; 9 — топливный элемент; 10 — хранилища кислорода и водорода за пределами дома; 11 — жидкостные теплообменники; 12 — водяной теплоаккумулятор; 13 — возду-хо-воздушный тепообменник системы вентиляции; 14 — газовый подогреватель воздуха для экстремально холодных дней; 15 — подземный грунто-воз-душный теплообменник; 16 — подогретый воздух; 17 — газ для кухни; 18 — электроэнергия; 19 — горячая вода; 20 — холодная вода.

ТЕХНИКА — МОЛОД

[ЕЖИ 1199

12