Техника - молодёжи 1999-12, страница 39

Техника - молодёжи 1999-12, страница 39

Батыя и не утвердила ярлык, выданный им Святославу — брату отравленного в Каракоруме Ярослава Всеволодовича. В столицу империи были вызваны сыновья покойного князя — Александр и Андрей. Батый, хан Большой (будущей Золотой) Орды отдавал предпочтение старшему — Александру, но великая ханша распорядилась иначе. Верная принципу «разделяй и властвуй», она поделила сферы влияния братьев таким образом, что они пересеклись. Александр получил «Кыев и всю Русь-кую землю, а Андрей седе в Володиме-ри на столе»11. Формально титул старшего Ярославича распространялся на всю подданную Орде Русь и на не плативший ей покамест дани Новгород, в реальности же Владимиро-Суздаль-ская земля на Руси уже доминировала и Новгород от нее зависел.

Родные братья, сражавшиеся с общим врагом на льду Чудского озера, смогли бы договориться о «разграничении полномочий», если бы их политические интересы не были столь различны: Александр противостоял экспансии католического Запада и поддерживал пусть унизительный, но прочный мир с Востоком; его братья — Андрей, великий князь владимирский, и Ярослав, князь тверской, — вступили в антиордынский, прозападный союз с Даниилом Галицким, выдавшим в 1251 году за Андрея свою дочь. Какой катастрофой мог обернуться этот альянс для Северо-Восточной Руси, показали события конца 1250-х в юго-западных русских землях, когда Орда сначала принудила Даниила Романовича выступить вкупе с ее войсками против его союзников литовцев и поляков, а затем заставила разрушить все укрепления в главных городах Волыни и Галиции. Только представьте, что опрокинуты во рвы крепостные валы Изборска, разобраны по камешку стены да башни Новгорода и Пскова — и западный путь на Русь открыт...

Но вернемся к Александру. Можно не сомневаться, что со второй половины 40-х Василий был нужен отцу в Новгороде: на время долгих отлучек он оставлял там юного княжича как своего номинального наместника, как живой символ традиционно прочной княжеской власти, уравновешивающей нестабильное городское самоуправление, как залог верности своей присяге, принесенной «на всех грамотах Яро-славлих». А в конце 1252 года, получив от Батыя ярлык на великое княжение Владимирское, Александр официально утвердил Василия в статусе новгородского князя-наместника.

Второй сын, Дмитрий, родился, по хронологии Ю.К. Бегунова, в 1253 году, и его матерью была, по мнению того же исследователя, уже не дочь Брячи-слава Полоцкого

НАСЛЕДНИКИ И НАСЛЕДСТВА

Версию о второй женитьбе Александра выдвинул еще Н.М. Карамзин. Он обосновал ее тем, что во Владимирском Успенском монастыре, в церкви Рождества Христова, находятся три

гроба: «первый (как означено в надписях) Великия Княгини Александры, супруги благовернаго Князя Александра Невскаго; вторы й дщери его, Княжны Евдокеи; а третий (на левой стороне) благоверныя Княгини Вассы, вторыя супруги Александра Невскаго». Отсюда знаменитый историк сделал вывод: «По кончине первой супруги, именем Александры, дочери Полоцкаго Князя

Невская битва 15 июля 1240 года. Фрагмент старинной миниатюры.

Брячислава, Невский сочетался вторым браком с неизвестною для нас Княжною Вассою..У2.

Противоположное мнение выразил в конце XIX века М. Хитров, автор книги «Святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский»: «Здесь очевидно кроется недоразумение. В летописях нигде не говорится о втором браке Александра... Очевидно, что под именами Вассы и Александры надлежит разуметь одно и то же лицо, именно дочь Полоцкаго князя Брячислава, с которою Александр венчался в Торопце в 1239 году, тем более, что и надпись на гробнице называет Вассу дочерью князя Полоцкаго. В надписи

Смерть Александра Невского. Репродукция картины из мультимедийной «Энциклопедии истории России».

на раке для св. мощей Александра Невскаго, устроенной в Москве в 1695 году, сказано: "законному браку соче-тася со Благоверною Княжною Вассою Полоцкою, от нея же и чада себе раж-даше и во страсе Божии питаше". Имя Вассы принято было в. кн. Александрою, по всей вероятности, при пострижении или, может быть, второе имя происходит от обычая русских людей того времени носить два имени»13.

Тем не менее, версия Карамзина имеет своих сторонников и сегодня. Ю.К. Бегунов датирует предполагаемый новый брак Александра Ярославича 1252 годом и утверждает, что его второй женой стала Дарья Изяславна, дочь рязанского князя Изяслава Владимировича14.

Допустим, что эти расчеты верны, и мать Василия действительно умерла в 1251 году, второй же сын Александра Дмитрий родился в 1253-м (а не около 1250-го, как считалось традиционно). Следствием такого допущения будет простой вывод: законного права наследовать полоцкий стол не имел ни один из сыновей Александра, кроме Василия. А заменить того в Новгороде было некем. (Правда, все равно пришлось. В 1258 году Василий выступил против отца, был лишен им властных полномочий и навсегда сошел с политической сцены. Но к тому времени хоть немного подрос Дмитрий...)

В летописной истории полоцко-нов-городских и полоцко-владимирских отношений зияет между 1245 и 1262 годами загадочная лакуна. Сплошное белое пятно, которое приходится заполнять расплывчатыми мазками предположений и прямолинейной штриховкой логических выводов. Невнимание суздальских и новгородских хронистов к Полоцку сей поры можно объяснить лишь одним: она была относительно мирной.

Но именно в эти годы в Полоцкой земле вокняжилась чужая династия.

Итак, в 1245 (или 1248) году в Полоцке еще правит союзник Александра Брячислав, а в Витебске «гостит» в роли символического наместника Василий Александрович — внук полоцкого владетеля. Но уже в 1262-м в числе князей, выступивших с русской стороны на помощь Литве против Ливонского ордена, назван племянник Миндовга Тов-тивил (он же Тевтивил), идущий во главе полоцкого полка и полутысячной литовской дружины. Участвует в походе также Константин, зять Александра Ярославича. Н.М. Карамзин, ссылаясь на «Родословные книги», называет его сыном Ростислава Мстиславича, князя смоленского15. Но, по мнению современного историка В.Т. Пашуто, Константин — сын Товтивила, посаженный им на княжение в Витебске16.

Как на исконно русских столах оказались литовские ставленники? Судить об этом приходится по косвенным данным. Под 1252 годом Галицко-Волын-ская летопись сообщает: «...Миндовг изгнал своих племянников Тевтивила и Едивида, он послал их... на Русь воевать, к Смоленску, и сказал: "Кто что захватит, пусть тем и владеет"...»17. По

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 12 '9 9

37