Техника - молодёжи 2000-02, страница 39

Техника - молодёжи 2000-02, страница 39

После поучительной корейской войны 1951 —1953 гт. США, Англия и некоторые другие страны, выступившие в ней под флагом ООН (вспомните Югославию!), взялись обновлять вооруженные силы, в том числе самоходную артиллерию большой мощности. В частности, американцы приняли на оснащение армии самоходные гаубицы: 240-мм «Кинг Конг», 203,2-мм М108, а в 1961 г 175-мм пушку М107 («ТМ», № 1 за 1999 г.). Спустя два года англичане обзавелись 105-мм самоходной пушкой «Аббот» и 139,7-мм гаубицей-пушкой.

А вот в СССР, после Великой Отечественной войны, не появилось ни одного нового самоходного орудия крупного калибра. Разве что в 1956 и 1959 гг. провели модернизацию ИСУ-152, созданных еще в 1944 г У них усовершенствовали силовые установки, увеличили боекомплект, внедрили зенитный пулемет и командирскую башенку на рубке. Но понятно: этого было далеко недостаточно.

И только после 1964 г. разработчики отечественных самоходных артсистем перестали ограничиваться частичным улучшением старых образцов, а занялись проектированием новых — по принципу «действие (вероятного противника) — противодействие» В этот период появилось первое послевоенное поколение самоходок с орудиями крупного калибра. Ими были 122-мм гаубица 2CI «Гвоздика» (1971), 152-мм гаубица 2СЗ «Акация» (1973), 152-мм пушка повышенной мощности 2С5 «Гиацинт» (1978). Однако войскам понадобилось дальнобойное орудие, из которого было бы можно обстреливать хорошо защищенные объекты, находящиеся вдали от передовой. Для этого следовало увеличить калибр снарядов и массу их разрывных зарядов, усовершенствовать конструкцию боеприпасов и оснастить их новыми, в том числе неконтактными взрывателями.

16 декабря 1967 г. Министерство оборонной промышленности приняло постановление № 801, предусматривавшее развертывание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ над новой самоходной системой на гусеничном шасси. Она предназначалась для разрушения бетонных железобетонных и земляных укреплений, уничтожения вражеской дальнобойной артиллерии и установок тактических ракет и прочих средств доставки ядерных зарядов. Предполагалось, что наибольшая дальность стрельбы должна составить не менее 25 тыс. м, при этом класс орудия и калибр предстояло выбрать самим конструкторам.

Вскоре на рассмотрение военных представили несколько вариантов будущей артсистемы. Так, авторы проекта «Пион» предлагали наложить ствол буксируемой 180-мм пушки С-23 на ходовую часть танка Т-55. когда дальность стрельбы обычными снарядами, весом по 88 кг, достигнет 30 тыс. м, а активно-реактивными — 45 тыс. м. По другой версии, на том же шасси устанавливалась качающаяся часть береговой 180-мм пушки МУ-1 (Бр-402).

Намеревались разместить качающуюся часть 210-мм пушки С-72 (досягаемость обычными 133-кг снарядами — 35 тыс. м, активно-реактивными — 50 тыс. м) на опытном гусеничном шасси — «объекте 429». А еще: поместить в рубке — на ходовой части, заимствованной у танка Т-64, — 203,2-мм пушку с улучшенными баллистическими характеристиками, разработанную специалистами ленинградского Кировского завода. Либо пушку того же калибра открыто смонтировать на «объекте 429», снабдив ее откидным сошником, улучшающим устойчивость при ведении огня, — это была идея работников конструкторского бюро волгоградского завода «Баррикады».

Окончательное решение утвердили 8 июля 1970 г. совместным постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 427-151: проектировать самоходную пушку 2С7 «Пион» калибром 203,2 мм, которая обладала бы наибольшей дальнобойностью обычными снарядами в 32 тыс. м и 42 тью. м активно-реактивными.

1 марта 1971 г. Главное ракетное и артиллерийское управление сформулировало уточненные тактико-технические требования к будущей самоходке — дальность стрельбы обычными осколочно-фугасными снарядами, весом 110 кг, оставили без изменений, для активно-реактивных увеличили до 40 — 43 тыс. м. Кроме того, изучалась возможность использования специальных выстрелов картузного заряжания ЗВБ2 для буксируемой гаубицы Б-4.

ЧЕМ ПАХНЕТ «ПИОН»

Головным разработчиком «Пиона» назначили Кировский завод, где еще до войны создавали опытные и серийные тяжелые танки и самоходки, ему же поручили изготовление самоходного шасси. Проектирование артиллерийской части — специалистам завода «Баррикады».

Ленинградцы задумали установить орудие 2А44 открыто, на верхнем станке и несущей раме в кормовой части корпуса, а двигатель и трансмиссию — в носовой, что уменьшало общую длину машины, повышало ее маневренность и облегчало загрузку боеприпасов.

Артиллерийскую часть волгоградцы выполнили под руководством главного конструктора Г.И. Сергеева по классической схеме, но с некоторыми особенностями В частности, ствол был не моноблочным, а разборным, состоявшим из свободной трубы, кожуха, казенника, муфты и втулки. Такие стволы предложил еще в 70-е гг. XIX в. специалист Обуховского завода А.А. Колокольцев. Дело в том, что особо мощным артсистемам свойствен быстрый износ их нарезной части при стрельбе. Пришедшие в негодность моноблоки в таких случаях отправляют для замены на специальные предприятия, что требует немалого времени, в течение которого орудие бездействует. У разборных же подобную операцию легко провести в артиллерийских мастерских, расположенных в прифронтовом тылу.

Применили затвор двухтактного действия, включавший раму, поршень, грибовидный стержень, обтюрирующую подушку и стреляющий механизм.

Пушку оборудовали цепным механизмом заряжания с гидроприводом (и дублирующим устройством для ручного заряжания), обеспечившим бесперебойную подачу снарядов и пороховых зарядов в картузах в камору при любых углах возвышения ствола. Причем производилось это автоматически, как и контроль правильности досылания. Ну а при подаче выстрелов с грунта расчет пользовался 2-колесной тележкой, на которой снаряды и заряды укладывались на съемные носилки. Благодаря таким нововведениям скорострельность «Пиона» удалось довести до 1,5 — 1,7 выстрелов в минуту.

Внедрили тормоз отката веретенного типа с компенсатором и 2-цилиндровый гидропневматический накатник. Цилиндры обоих устройств смонтировали в обоймах люльки, и после выстрела откатывались только их штоки.

На люльке же расположили механизм открывания и закрывания затвора, она служила и для установки качающейся части пушки в цапфенных гнездах станка, находящегося на основании корпуса. В передней части балки последнего устроили два катка, обеспечивающие плавность наведения орудия по азимуту.

Влияние отдачи уменьшалось и при опускании на землю ленивцев, оборудованных гидравлическими приводами и амортизаторами, так что удалось обойтись без дульного тормоза.

В кормовой части машины установили сошник бульдозерного типа — им перед стрельбой разравнивали огневую позицию, а затем его углубляли на 700 мм. превращая в опору.

Тем не менее, длина отката достигала 1400 мм. Но это отнюдь не помешало расчетам вести огонь при малых углах возвышения, с уменьшенными зарядами, из походного положения.

Подъемный механизм секторного типа, придающий орудию углы возвышения до 60°, и винтовой поворотный, поворачивающий его по 15 на оба борта, получили гидромеханические приводы. Немаловажная деталь — из «Пиона» ведут огонь и по настильной траектории, как положено, по пушечному, и по навесной, по гаубичному. Что же касается двух цилиндрических колонок уравновешивающего механизма, то они смонтированы по обе стороны станка.

«Пион» оснастили механическим прицелом Д-726, а также предназначенным для стрельбы прямой наводкой ОП-4М, панорамой ПГ-1М и коллиматором К-1.

В возимый боекомплект входит по 8 снарядов и зарядов раздельно-картузного заряжания. Последние— полные, весом по 43 кг. и уменьшенные переменные.

В числе выстрелов — и с осколочно-фугасными снарядами 30Ф43, весом по 110 кг, обладающими

начальной скоростью 960 м/с. Помимо обычных, в распоряжении расчетов имеются и активно-реактивные, в донную часть которых встроены небольшие пороховые реактивные двигатели, срабатывающие после вылета из ствола и увеличивающие дальность стрельбы на 20 — 30%. Однако на дальность стрельбы обычными снарядами отрицательно сказывается явление донного подсоса — возникающее за летящим снарядом разрежение воздуха из-за срыва обтекающего потока воздуха. Чтобы воспрепятствовать ему, в донной части помещают газогенераторы, выбрасывающие в задонное пространство газы. В результате дальнобойность возрастает на 10- 20%.

Вскоре были разработаны снаряды со встроенными прямоточными воздушно-реактивными двигателями, благодаря которым они достигают целей, находящихся в 70 тыс. м от огневой позиции. Их оснащают кассетными боевыми частями и головками самонаведения для обстрела скоплений вражеской техники.

Кроме всего прочего, большим преимуществом «Пиона» является то, что и на марше, и на позиции расчет находится на боевых местах и всегда готов действовать.

Самоходная установка оборудована ультракоротковолновой радиостанцией Р-123М и системой предупреждения о происшедшем ядерном взрыве и появлении в воздухе отравляющих веществ, и аппаратурой, сигнализирующей о пожаре в моторно-транс-миссионном отделении и у дизель-генератора.

Корпус «Пиона» выполнили сварным, бронированным. Впереди разместили отделение (кабину) управления, в котором на марше сидят механик-водитель, командир расчета и наводчик. Здесь же находится оборонительное вооружение — зенитно-ракетный комплекс «Стрела-2» (9К32) с ракетами 9М32, оснащенными тепловыми головками самонаведения, и ручной противотанковый гранатомет РПГ-7 (ныне РПГ-17) с боеприпасами.

Рядом, в носовой части, размещено моторно-трансмиссионное отделение с 12-цилиндровым,\/-об-разным, 4-тактным дизелем А-24-1 жидкостного охлаждения с наддувом. Силовая передача — механическая, планетарная, с 8 скоростями (одна назад), бортовые передачи — 1-ступенчатые, с планетарными понижающими редукторами.

В ходовой части имеется по 7 опорных катков на борт, ведущие колеса — переднего расположения, направляющие опускаются перед стрельбой на грунт, становясь дополнительными опорами. Подвеска — индивидуальная, торсионная.

«Пион» снабжен бортовым генератором электроэнергии, приводимым 24-сильным дизелем 9Р4-6У2.

В центральной части машины разместили отделение для остального расчета.

После положенных испытаний новая самоходная дальнобойная пушка 2С7 поступила на вооружение и была запущена в серийное производство. Ничего подобного ей за рубежом еще не было...

А в 1983 г. в ленинградском Специальном конструкторском бюро транспортного машиностроения ее модернизировали, после чего она получила обозначение 2С7М и имя собственное «Малка» (согласно «Большой советской энциклопедии», это «инструмент для разметки углов и проведения линий под заданным углом на плотницких, столярных и других деталях; состоит из двух поворотных брусков, скрепляемых болтом»). У нее увеличили возимый боекомплект, скорострельность довели до 2,5 — 3 выстрелов в минуту, внедрили аппаратуру по приему и отражению информации подготавливающую исходные данные для стрельбы с учетом метеоусловий. К тому времени были созданы активно-реактивные снаряды с дальностью стрельбы 55 тыс. м и противотанковые, высокоточные, с бортовыми прямоточными воздушно-реактивными двигателями.

По заверению разработчиков, подтвержденному испытаниями, 2С7М способна обрушить в минуту на цель до полутонны взрывчатки либо боевых элементов. Эта самоходная пушка большой мощности вполне соответствует требованиям, предъявляемым к орудиям такого класса, до 2005 г. А может, и дольше.... ■ Василий МАЛИКОВ, академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук

ТЕХНИКА-МОЛ ОД ЕЖИ 2 2 0 0 0

37