Техника - молодёжи 2000-02, страница 47

Техника - молодёжи 2000-02, страница 47

ГЕНЕТИКА

Лев МЕЛЬНИКОВ, академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского

природа

В 1865 г. монах Грегор Мендель, экспериментируя с цветным горошком, открыл законы передачи наследственных признаков, ставших достоянием науки, названной в начале XX века генетикой. Согласно этим законам, все признаки, передающиеся из поколения в поколение, делятся на доминантные (то есть преобладающие) и рецессивные (скрытые до поры до времени). Причем эти признаки не смешиваются, а как бы расщепляются по законам математической статистики: в потомстве помесей наблюдается соотношение трех доминантных форм к одной рецессивной.

Так, дети чернокожего африканца и белокожей англичанки (или белокожего англосакса и чернокожей красавицы) непременно будут черными и курчавыми. Но среди их внуков и внучек от смешанных браков могут оказаться голубоглазые блондины и блондинки с белокурыми локонами. А дальше—о ужас! — у двух казалось бы совершенно белых супругов может родиться чистокровный негр...

Вперед, евгеника?

Эти факты привели к тому, что в начале XX века в США, Германии и России возникло научное направление, названное евгеникой (от греческих слов «еу» — хорошо и «генос» — рождение). То есть генетикой человека, первоначальная цель которой заключалась в создании общества красивых, умных и здоровых людей.

Мечта, конечно, прекрасная. Но чем она обернулась? Как известно, Адольф Гитлер в своих рассуждениях о «расе господ» ссылался на идеи Фридриха Ницше о сверхчеловеке. В книге «Так сказал Заратустра» Ницше (кстати, психически не вполне здоровый человек) писал «Ich werde sie Ubermenschen lernen», что по смыслу можно перевести как «Я хотел бы научить вас быть лучше обычных людей», и далее пояснял: что по сравнению с человеком обезьяна — посмешище и позор, и так же посмешищем и позором должен стать человек в сравнении со сверхчеловеком.

Но диктатор истолковал эти морально-этические рассуждения по-своему, а его верный слуга Генрих Гиммлер последовательно претворял идеи фюрера в жизнь: для «улучшения породы» германской нации еще до начала Второй мировой войны фашисты уничтожили около 330 тыс. калек и психических больных А что было потом — знают все. Из-за этого евгеника и стала приравниваться к фашистской идеологии.

В основу евгеники была положена простая мысль: если в селекции растений и домашних животных проблема улучшения их породы решена, то почему бы не перенести ее достижения на человека?

на детях г

Ведь удается же путам искусственного отбора создавать высокоурожайные злаки, морозоустойчивые сорта фруктов, удивительные декоративные растения, выводить плодовитых животных.

Однако евгеника имеет дело не с бездушными растениями, а с самым сложным из известных живых существ. В связи с этим стоит вспомнить слова лауреата Нобелевской премии Джорджа Уорда о том, что человек создал животных очень продуктивными, но всех их глупыми, потому что с умными животными хлопот не оберешься...

Семейная хроника

Эразм Дарвин, дед Чарлза Дарвина, основоположника теории биологической эволюции, был известным ученым, предложившим теорию происхождения Солнечной системы из газопылевой туманности. Видными учеными стали и трое сыновей Чарлза Дарвина. В пяти поколениях семьи Баха было 16 композиторов и 29 профессиональных музыкантов. Безвременно погибший сын Скрябина мог бы тоже стать незаурядным композитором. Дюма-сын унаследовал писательский талант отца. Макс Планк, Шиллер, Гегель и Шеллинг были родственниками, восходя по одной из линий к общему предку, жившему в XV веке.

Вместе с тем, есть и примеры противоположного толка. Подчас из поколения в поколение на свет появляются дети с серьезными психическими отклонениями. Так, описан случай, когда потомство двух сестер уже в первом поколении дало одного сумасшедшего, в третьем поколении — пятеро сумасшедших и двух глухонемых, в четвертом поколении — девять сумасшедших, трех идиотов и двух глухонемых, а в пятом поколении уже две трети этого семейства были поражены тяжелыми душевными заболеваниями.

История знает немало фактов, свидетельствующих о том, что некоторым выдающимся способностям сопутствуют как раз отклонения в сфере психики. Так, отец композитора Шумана обладал некоторыми странностями и, вместе с тем, поэтическим даром; его мать была экзальтированной женщиной, сестра страдала психическим заболеванием, сын был ненормальным, а сам Шуман окончил свою жизнь в психиатрической клинике. Отец Гете страдал старческим слабоумием, мать отличалась маниакальностью, сестра страдала циркулярным психозом, сын был душевнобольным. Отец Эдгара По был алкоголиком, мать исте

ричкой, сестра слабоумной, а сам писатель пил запоем и скончался от белой горячки. Константин Эдуардович Циолковский был, безусловно, гением, но его дети никакими особыми талантами не отличались. Сын гениального математика Давида Гильберта был идиотом...

Люди разные нужны...

Приведенные выше факты свидетельствуют о том, что с наследованием талантов дело обстоит не так просто, как с наследованием цвета кожи. Евгеника (правда, не в открытую) призывает избавляться от людей, страдающих серьезными психическими расстройствами. Значит, следовало бы уничтожить (или, в лучшем случае, стерилизовать) мать Шумана, отцов Гете, Эдгара По и других? Но ведь тогда человечество лишилось бы целой плеяды выдающихся людей!

Да и сами гении отнюдь не отличались особым душевным равновесием. Ван Гог, Чюрленис и Стриндберг были шизофрениками; Ньютон, Паскаль, Гоголь, Мопассан, Гофман, Кафка, Врубель страдали различными психическими расстройствами; Достоевский, Флобер, Юлий Цезарь и Наполеон были эпилептиками; Байрон, Тулуз-Лотрек, Борисов-Мусатов — калеками. Согласно евгеническим максимам, такие люди (а их список не ограничивается названными именами) либо вообще не были нужны обществу, либо — в лучшем случае — не имели права иметь потомства.

Конечно, общество стало бы в каком-то смысле «здоровее», если бы избавлялось от больных людей в пользу физически крепких, годных в «работу» и «на племя». Но тогда бы оно потеряло половину (если не больше) высокоодаренных личностей. А ларчик открывается просто: все дело в грубом смешении элементарных понятий.

Селекция имеет дело с пшеницей, горохом, огурцами, а также с коровами, овцами, курами и другими домашними животными, не обладающими сознанием, душой. Законы генетики действуют только тогда, когда речь идет о наследовании чисто физических признаков. На духовном же уровне применение этих законов несостоятельно, поскольку сознание формируется по каким-то особым, еще неведомым нам принципам.

В связи с этим следует вспомнить ведические представления о единых и неделимых сущностях сознания, которые по каким-то особым, так называемым кармическим, законам переходят от одной телесной оболочки к другой. «Атомы сознания» могут передаваться в пределах

ТЕХНИКА-МОЛОДЕ Ж И 2 2 0 0 0