Техника - молодёжи 2000-02, страница 5

Техника - молодёжи 2000-02, страница 5

ПАНОРАМА

Не все волокна зрительных нервов посылают импульсы в «свои» полушария: часть нейронов начинающихся от внутренней (носовой) половины сетчатки правого глаза, отходит влево, и их путь оканчивается в левом зрительном центре; точно так же часть волокон левого зрительного нерва ведет в правое полушарие. Место, где нейроны зрительных нервов перекрещиваются, называется хиазмой (греч. «перекресток»).

Уже из такого беглого описания ясно, что легче найти, например, обрыв единственного провода в многожильном и многокилометровом кабеле телефонной сети, нежели точно установить место, где поврежден зрительный нерв.

Эту труднейшую задачу и решили создатели «Хиазмы», первого в мире аппарата, определяющего размеры, локализацию и степень нарушений проводящих путей зрительной системы. Прибор запатентован в России.

Принцип его действия основан на способности человеческого глаза по-разному воспринимать мелькающий свет. Если его частота превышает 40 — 46 Гц, он кажется непрерывным свечением. Вернее, так в норме. Если же критическая частота ниже, значит, налицо патология.

«Хиазма» управляется компьютером по особой программе. Электронный блок с помощью лампы оригинальной конструкции подает мелькающий свет с постепенно меняющейся частотой, приемник регистрирует реакцию глаз и выдает на дисплей цифры — критические частоты мелькания для разных частей поля зрения каждого глаза Экспериментально установлена четкая связь между местом «обрыва провода» и значением критической частоты. Например, если поврежден отрезок зрительного нерва близко к сетчатке, критическая частота переменного светового сигнала «завалена» в центре поля зрения; по мере удаления от сетчатки отклонение частоты «расползается» по всему полю, а если поражена хиазма, оно выявляется лишь в наружных половинках поля зрения: для правого глаза — справа, для левого — слева. Когда очаг болезни расположен за хиазмой, ближе к зрительным центрам мозга, прерывается проведение оптического сигнала по волокнам, идущим от одной и той же области сетчатки каждого глаза, — иными словами, «неправильная» частота мельканий отмечается либо в обоих правых, либо в обоих левых полуполях зрения.

Процедура осмотра занимает всего несколько минут. В процессе испытаний выяснилось, что «Хиазма» применима и для раннего выявления других — самых разных — заболеваний глаз, как у взрослых, так и у детей.

Описанный диагностический метод получил название мультифокального (многофокусного). С его помощью удалось получить своего рода карту критических частот переменного света у здорового человека — диагноз, таким образом, ставят путем ее сравнения с картой пациента.

Новым аппаратом можно и лечить от некоторых болезней. Например, выяснилось, что красный мелькающий свет несколько активизирует обмен веществ в сетчатке и кровоток в ее центре, зеленый — наоборот, тормозит метаболизм и замедляет кровь, что помогает снизить внутриглазное давление при глаукоме.

Пока «Хиазма» не выпускается серийно. Для промышленного производства прибор должен пройти еще стадию лицензирования, но это не более чем вопрос времени. ■

Продолжение темы — на с. 52.

ВТОРОЕ ЧУДО ХАМЕЛЕОНА. До сих

пор сей представитель племени чешуйчатых гадов, сиречь пресмыкающихся, славен был лишь своей способностью менять окраску. Но, похоже, хамелеон — создание разносторонне одаренное. Примитивным животным, вроде человека, для стереоскопического зрения требуются два глаза, поэтому обзор ограничен — объемно воспринимается лишь то, что мы видим сразу обоими глазами. А у хамелеона, как недавно выяснили исследователи из австралийского Университета Квинсленда, каждый глаз стереоскопический! Скептик возразит: так не бывает. Разумеется, не бывает, но ведь тем интереснее! Глаз хамелеона может равномерно поворачиваться на небольшой угол вокруг оси, проходящей через его верхнюю и нижнюю точки, благодаря чему сравнивается расстояние до разных объектов. Со стороны кажется, что глаз мелко дрожит — а на самом деле очень быстро поворачивается впра-во-влево. В итоге хамелеон видит все вокруг, не поворачивая головы и не возбуждая подозрений у жертвы — а он ведь хищник по образу жизни. □

ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ БОЛЬ? Вообще-то она нужна и даже необходима, так как сигнализирует о неблагополучии в том или ином органе. Нет боли — нет сигнала, и человек не узнает, что где-то в его организме идет патологический процесс. Но в современном мире уж слишком многое причиняет нам боли, скажем так, балластные, неинформативные. Такие, конечно, надо бы уметь «отсекать».

Несколько лет назад за это дело взялся невролог Джордж Ул, работающий в американском Институте изучения случаев злоупотребления лекарствами (в том числе болеутоляющими!). Известно, что в нервной системе человека есть химические триггеры, препятствующие передаче болевого сигнала в мозг, — так называемые мю-рецепто-ры. «Лишние» болевые ощущения при определенных видах стрессов сопровождаются выделением в ткани ряда сигнальных веществ — те активизируют мю-рецепторы, и болевой сигнал дальше не идет.

Ул нашел в нервной системе мышей нечто весьма похожее на человеческие мю-рецепторы (что само по себе неудивительно — генетические аппараты человека и мыши совпадают примерно на 90%!). Позже ему удалось отыскать ген, ответственный за их функцию. Ул выделил его, клонировал (размножил) и теперь увлеченно экспериментирует с ним.

Т Е X НИКА-МОЛОДЕЖИ 2 2000

О результатах и тем более последствиях работы говорить преждевременно — она в самом разгаре. Но не исключено, что новые данные о мю-рецепторах помогут врачам правильно подбирать больным лекарства и, что не менее важно, назначать дозы. У одних людей мю-рецепторов больше, у других меньше, а лекарство, чтобы помочь пациенту, должно точно соответствовать его генетической карте — таково убеждение доктора Ула. U

ДИАГНОЗ НА ДОМУ. Медики еще не могут заставить компьютер выполнять за них всю рутинную работу, но уж очень хочется. В сущности, большинство исследований на эту тему сводится (увы!) к желанию не столько помочь больному, сколько продемонстрировать возможности аппаратуры. Еще одно тому подтверждение — новейший продукт знаменитой японской компании «Матсусита Денке» (ее торговые марки — Panasonic, National и Technics), прибор персональной медицинской диагностики, «опережающий время и предвосхищающий будущее», как кричат о нем рекламные проспекты. Прибор «измеряет основные жизненно важные показатели пациента и передает результаты в больницу или кабинет его личного врача, после чего пользователь получает компетентную меди

цинскую рекомендацию» — цитата оттуда же.

В действительности дело обстоит так. Чтобы выявить болячки того или иного человека, обычно нужен целый букет анализов — не только крови, мочи и т.д., но и других. Вообще у врачей есть правило: один показатель не позволяет верно судить о многом, но множество показателей позволяют верно судить о чем-то одном. А какие «основные жизненно важные» данные умеет снимать хваленый японский компьютер-диагност? Пульс, температуру тела и артериальное давление. Какие же компетентные медицинские рекомендации можно «выжать» из такой базы данных?! По сути, создан аппарат, работающий на уровне сиделки-волонтерки без медицинского образования. Так что насчет «опережения будущего» японские инженеры явно преувеличивают... ■

По материалам зарубежной печати

3