Техника - молодёжи 2000-03, страница 54

Техника - молодёжи 2000-03, страница 54

шпионски

Е СТРАСТИ

вание. Московская фирма «Линдо», выпускающая катализаторы-дожигатели выхлопных газов автомобилей, паяет их только АЛП. Свойства такого катализатора не теряются даже после 100000 км пробега — и это в условиях, провоцирующих коррозию, при высоких температуре и давлении!

В России только «МИФИ-АМЕТО» производит АЛП в промышленных количествах. Помимо этого, у компании имеются заказчики в странах СНГ, во Франции, Италии, Турции, США. Среди них такие известные иностранные фирмы как «BF Goodrich», уже упоминавшийся концерн «Pirelli».

Разумеется, в мире существуют и другие организации, специализирующиеся на аморфных ленточных технологиях, самая известная из которых — фирма «METGLAS Products», отделение огромной американской компании «Allied Signal», входящей в число 150 «голубых фишек» — крупнейших фирм мира (кстати, METGLAS — сокращение от «METallic GLASS», все то же «металлическое стекло»). И «МИФИ-АМЕТО», и «METGLAS Products» знают о существовании друг друга. Но дело в том, что на производстве у американских коллег всего несколько стандартных составов аморфных припоев, выпускаемых в огромных промышленных количествах. Однако часто возникает необходимость разработать припои нового состава для какого-то конкретного уникального случая.

Конечно, «METGLAS Products» в состоянии организовать такую работу, но это займет много времени и обойдется очень дорого. В этом-то случае и обращаются к более мобильной компании из России (в «МИФИ-АМЕТО» меньше двух десятков сотрудников!), которая славится индивидуальным подходом, превосходя тем самым иностранных конкурентов. Именно поэтому одним из заказчиков институтской фирмы стал итальянский концерн «Pirelli», с которого я и начала свой рассказ.

По догадкам наших МИФИстов, в ближайшее время итальянцам удастся создать управляемую шину, механические свойства которой изменялись бы в зависимости от температуры заранее заданным образом, по заложенной программе жесткости — добавляя в ее проволочный каркас аморфную ленту с эффектом памяти формы, произведенную именно в Москве.

Что ж, остается только завидовать иностранным коллегам, которые, в отличие от наших отечественных производителей шин, сумели оценить по достоинству российские технологические достижения. А как было бы классно, глядя на победителя «Формулы I», откупоривающего бутылку шампанского, сознавать, что частичкой своей победы он обязан шинам, произведенным в России и с использованием российских технологических достижений, в частности — аморфной ленты компании «МИФИ-АМЕТО».

Но это, увы — только мечты! А пока пожелаем нашим талантливым и отважным МИФИстам сохранить статус победителя на других, технологических, гонках, может быть менее заметных, но уж точно не менее рискованных и захватывающих. ■ Фото Юрия ЕГОРОВА

Много ли нам известно писателей, сочетавших служение музам со шпионской деятельностью? Сом-мерсет Моэм, Грэм Грин... Да еще разве что отечественный сочинитель, отец телевзглядчика. Между тем, Бисмарк считал шпионаж ремеслом для избранных. И действительно, это сейчас многое (если не всё) продается и покупается за деньги, а раньше надо было обладать незаурядными интеллектуальными качествами, чтобы вербовать агентов и выуживать секретные сведения.

ВГЛЯДИМСЯ ПРИСТАЛЬНЕЙ В АВТОРА «РОБИНЗОНА КРУЗО». Да-да, в того самого Даниеля Дефо, написавшего чуть ли не пять сотен книг, из которых сегодня известны, кроме «Робинзона», лишь «Молль Флендерс», «Полковник Джек», «Роксана» и «Капитан Синглтон».

Знаменитый писатель родился в 1660 году, предки его были фламандцами, приехавшими в Англию в конце XVI века, во времена Шекспира. Отец Даниеля торговал свечами в лондонском Сити. Примечательно, что будущий сочинитель авантюрных романов (и в немалой степени сам выдающийся авантюрист) родился в год падения республики.

Англия в мае 1660 года вновь стала вотчиной Карла (Чарльза) II, ведь полутора годами ранее скончался лорд-протектор Оливер Кромвель, опора и символ республики, а сын его Ричард сумел удержаться у кормила власти чуть более полугода.

Пятилетним мальчуганом Даниель запомнил эпидемию чумы в Лондоне, в 6 лет он увидел знаменитый лондонский пожар, а в 8 лет утратил мать. Но все-таки учился; а двадцати лет от роду начал проповедническую, торговую и литературную деятельность одновременно. Изъездил всю Европу. В 24 года женился (позднее он станет отцом аж семи детей). Между тем в Англии шла острая политическая борьба. Виги (либералы) сражались с тори (консерваторами) в парламенте и на страницах многочисленных газет и журналов. В 1685 году на престол вступил Джеймс II. Несогласный с этим принц Монмут поднял восстание, но проиграл. В 1688-м власть перешла к Вильяму III. (Именно в годы его правления, в 1698-м, Англию посетит Петр I).

Чем только не занимался Дефо за долгие семьдесят лет своей жизни! Был торговцем, журналистом, даже счетчиком сборов по оконному налогу и казначеем-распорядителем королевской лотереи. Вот только писателем его современники, в общем-то, всерьез не считали. Даже чуть ли не в самом конце жизни, уже в разгар повального увлечения «Робинзоном Крузо» его именовали памфлетистом.

Первая книга Дефо «Простейший способ разделаться с раскольниками» вышла в 1702 году. Примечательно, что «гонораром», вернее, жуткой расплатой стали арест и суд по делу о книге. Затем воспоследовал второй арест и тюремное заключение. Очередным жизненным испытанием стало трехдневное стояние Дефо в колодках у позорного столба на трех разных лондонских площадях. Что ж, он не сдался и по горячим следам написал поэму «Гимн позорному столбу», которая пришлась весьма по вкусу охочей до грубых развлечений публике.

Позже, в 1713—1714 годах, он испытает на себе еще два ареста за оскорбление в печати высокопоставленных должностных лиц, в том

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 3 2000

числе достанется ему на орехи и за критический отзыв о Петре I (в то время неугомонный публицист редактировал газету «Обозрение»).

Но где же обещанный рассказ про разведывательную деятельность английского романиста? Как же стал-таки Дефо правительственным шпионом, тайным эмиссаром британской короны? В 1700—1714 годах Англия совместно с Голландией и Германией вела войну против Франции за так называемое Испанское наследство. В книге «Секретная дипломатия Великобритании» (М., 1975) Е.Черняк пишет: «Война привела к расширению деятельность английской разведки... В 1709 году достопочтенный Роберт Хартли, спикер палаты общин и позднее министр, получил со специальным курьером увесистый пакет, в котором находилось 23 страницы, исписанные почерком Даниеля Дефо».

Хартли, граф Оксфорд, прочел это послание, содержащее проект организации обширной шпионской сети как внутри Англии, так и за ее пределами. Дефо, кроме того, предложил взять на службу шестьдесят три своих агента в самой Англии, наряду с этим, у него имелось немало резидентов в Голландии и Франции.

В результате Даниель Дефо стал главой секретной службы и оставался на этом посту около десяти лет, несмотря на частую смену правительств тори и вигов. В 1706 году он побывал с разведывательным заданием в Шотландии, где ему было предписано ликвидировать тайные заговоры против унии. Королева Анна 27 июля 1714 года отправила в отставку достопочтенного Роберта Хартли, назвав его, увы, «пьяницей и бездельником».

Чрезвычайно скупые сведения о разведывательной деятельности Дефо содержит книга о нем, выпущенная Д.Урновым в популярной серии «ЖЗЛ» (М., 1978). Но ведь еще Р.Роуан в своих «Очерках секретной службы», изданных в Лондоне в 1938 году, продемонстрировал гораздо большую осведомленность: он прямо заявил, что Даниель Дефо — «один из крупнейших профессионалов секретной службы Когда королева Анна в 1710 году сместила лорда Годолфина, то последний лично рекомендовал новому министру управления делами Англии именно Дефо как надежного и предприимчивого политического агента. Дефо особенно удружил правительству вигов в Шотландии и в убежищах якобитов, куда он часто являлся под чужой личиной. Когда же вигов сменили тори, то и они благоразумно стали использовать способности Дефо».

Примечательно также, что правительственным шпионом Дефо стал в сущности для спасения самого себя от угрозы очередного тюремного заключения. Ловкий журналист продолжал демонстрировать показную враждебность к правительству в мятежном 1715 году — якобы на стороне якобитских кругов. Между тем предполагалось, что он будет противодействовать выпуску их изменнических листовок, перехватывая и обезвреживая статьи, направленные против законного правительства.

Дефо для этого стал «торийским» редактором у лорда Таузенда в 1716 году и играл эту роль до 1720 года, помогая вести якобитскую газету «для развлечения партии» и препятствуя тем самым выпуску более резко настроенного против правительства органа печати. В 1717 году правительство узнало (возможно, от Дефо же), что якобиты готовят новое восстание. Власти тогда проникли в резиденцию шведского посла графа Юлленборга и нашли немало улик, в том числе переписку с баро

52