Техника - молодёжи 2000-03, страница 59Лев МЕЛЬНИКОВ, академик Российской Академии космонавтики имени К. Э. Циолковского применение синтеза искусств в виде «функциональной цветомузыки для космонавтики». Сегодня оно используется в кардио- и неврологических реабилитационных центрах, а также в комнатах психологической {>азгрузки. Виртуальный пейзаж. Изображения 1 предполагалось формировать путем слайдпроекции 2 — не забудем, разработка датирована 1968—1970 гг. Экран 3, на который проецировались пейзажи, совмещался в зоне отдыха космонавтов 4 с цветомузыкальным экраном 5. Предполагается, что в ходе предполетных тренировок космонавтам подбираются индивидуальные программы, рассчитанные на различные цели — успокоение, взбадривание, стабилизацию, нейтральный отдых. Например, Шопен — явно музыка ноктюрна, медитации, расслабленного состояния. Я подобрал к его «Прелюдии-24» шдась на цветовом органе — цветовариаторе — и отснял на кинопленку лунные блики на воде, движущиеся в меланхолическом темпе. В результате получилась программа с седативным эффектом. Наоборот, «Вступление к 3-му действию оперы «Лоэнгрин» Вагнера — неистовство, огонь. И моя картина к нему — вспышки, всполохи света, взрывы огня на горячем, красно-оранжевом фоне (характерно, что сам Вагнер писал при красном освещении). Полученная программа активизирует психику. Психолог Г.А. Березина, исследуя деятельность оператора, имитирующую работу космонавта, показала, что применение моих цветомузыкальных программ повышает производительность труда на половину, число же ошибок сокращает на четверть! А известный психолог Ю.А. Петров, возглавлявший в 1970-е гг. лабораторию инженерной психологии ИМБП (в которой я вел исследования по цветомузыке), предлагал творческое участие находящихся на орбите космонавтов в разработке визуального сопровождения звуковых программ. Правда, для этого на борту нужно иметь портативный цветовариатор... КИБЕРКРЕСЛО. Нашлемный стереодис-плей, тактильные перчатки (а то и комбинезон), ложемент-лопинг — неотъемлемые составные части терминала виртуальной реальности высокого уровня, созданного с использованием последних технологических достижений. А ведь начинать следует с идей С.М. Эйзенштейна, высказанных им в 1930-х гг. Потом, в середине XX в., группой исследователей под руководством Н.М. Гольцмана было показано, что панорамный кинематограф вместе с биоэлектрическим воздействием на мышцы «зрителя» создает эффект не присутствия уже, а участия. И во второй половине 1970-х мы с Юр-гисом Вилламанисом, тогда — сотрудники ВНИИ медицинского приборостроения, предложили «киберкресло». Изображение, свет, цвет, наконец, звук — это все известно. Но по нашему предложению они должны были сопровождаться электромиографическими воздействиями от специальных электродов на поручнях кресла. РОБОТ-ИНТЕРЬЕР. Как часто мы страдаем из-за того, что окружающие не замечают нашего состояния! Да и сами мы его не всегда адекватно оцениваем, а когда спохватываемся, может быть уже поздно. В космическом полете ситуация резко осложняется: организм космонавта — важнейшая система космического корабля, и «отказы» в ней чреваты гибелью не только заболевшего! Сегодня медицинская телеметрия идет с борта на Землю, но с ростом количества людей, находящихся в космосе, с увеличением дальности полетов такая возможность исчезнет. Нет, датчики, автоматические системы диагностики, в том числе и психологической, останутся, но что они смогут сделать? Очень многое, если будут включены в систему «робот-интерьер». На «вход» его будет подаваться информация о психофизиологических функциях космонавта, снимаемая контактными или дистанционными датчиками, а на «выходе», в соответствии с состоянием и настроением человека, будут меняться освещенность, температура, видеоряд, цвет стен, голос речевого информатора... Воздействия среды обитания при этом рассчитываются так, чтобы стабилизировать состояние космонавта, вызвать у него желательные реакции. ВРЕМЯ ДОГНАЛО НАС. Все эти разработки были выполнены 20—30 лет назад, с конкретной технической реализацией на уровне того времени. К сожалению, не появилось новое поколение космической техники, в котором можно было бы разместить описанные системы и для которого они были бы необходимы. Да и в конструкцию Международной космической станции не заложена возможность создания «робота-интерьера». С другой стороны, возможности воплощения давних идей предоставляет современная компьютерная техника. Ведь сегодня все, что нужно, — это программа на CD-ROM или ZIP-диске, да нашлемный дисплей, легкий и не занимающий много места в отсеке грузового корабля. Программы у нас есть. Космонавты — «за»... Но пока «комнаты психологической разгрузки по методу Л.Мельникова» множатся лишь на Земле. ■ ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 3 2000 57
|