Техника - молодёжи 2000-04, страница 19

Техника - молодёжи 2000-04, страница 19

митет физиков-экспертов, — но возможность того, что случится нечто необыкновенное, не равна нулю».

ШАГИ В НЕИЗВЕСТНОСТЬ. Тем не менее, американские физики все же начали очередную серию экспериментов. Правда, до сих пор на RHIC лишь разгоняли пучки заряженных частиц в кольцах ускорителя — пока без попытки столкновения.

Общая же схема эксперимента такова. Внутри ускорителя с атомов золота «обдираются» внешние электроны, и затем «оголенные» ядра ускоряются в двух кольцах. При этом они обретают скорость, равную 99,9% от скорости света.

А поскольку ионы в двух кольцах могут двигаться в разных направлениях, они при встрече сталкиваются с чудовищными скоростями и энергиями. При этом, по расчетам физиков, должна образоваться суперплотная материя с температурой в триллион градусов!

Таких условий во Вселенной ныне не существует даже в глубинах больших звезд — они были лишь в момент ее рождения при Большом Взрыве, который, как полагают, состоялся 12—15 млрд. лет назад.

А ведь при них может произойти нечто судьбоносное: ядра атомов «испарятся» и создадут плазму из кварков и глюонов, которая способна вызвать поток рождения других частиц. Среди них вполне вероятно образование и так называемых странных кварков. Они уже детектировались на некоторых ускорите лях, но при этом оказывались всегда присоединены к другим частицам. Данный же ускоритель-кол лайдер. по мнению исследователей, способен создать параметры, благоприятные дня возникновения уединенных стран ных кварков, что и было характерно в первые мгновения существования Вселенной.

Вот эти странные кварки и хотят обнаружить в чистом виде исследователи Брукхейвенской лаборатории. Ведь тогда они смогу1 подтвердить существующие представления о рождении Вселенной. Последнее, видимо, перевесило опасения, и Томас Лудлам директор проекта RHIC, сообщил, что комитет поддержал проведение первого краткого эксперимента по столкновению пучков.

Схема эксперимента, готовящегося на коллайдере Брукхейвенской национальной лаборатории.

НО ОПАСЕНИЯ ВСЕ ЖЕ ОСТАЮТСЯ. И хотя американские участники эксперимента уверены в его безопасности, далеко не все разделают их оптимизм. Например, Джон Нельсон, профессор ядерной физики из Бирмингемского университета (графство Уэст-Мид-ленс), возглавляющий английскую научную команду на RHIC, отметил: несмотря на то, что шансы драматического исхода чрезвычайно малы, их все-таки необходимо всесторонне и тщательно оценить, прежде чем «совать голову в пасть тигра».

«Существует опасность возможного исчезновения планеты в мгновение ока, — честно признался он. — Удивительно, даже неправдоподобно наличие такого риска, но я, увы не могу доказать обратного»...

И все же физики не теряют надежды провести относительно благополучное моделирование условий, соответствующих моменту пуска часов жизни Вселенной, с помощью двух экспериментов. Первым из них станет PHENIX (Pioneering High Energy Nuclear Interaction Experiment). Он готовится коллек

тивом из 355 специалистов под руководством профессора Нагамийа из Колумбийского университета. Второй, на детекторе STAR, планируется 350 участниками под началом Джона Харриса из Лаборатории имени Лоуренса в Беркли.

Кроме всего прочего, участники работ надеются благодаря современной технике объяснить и загадку появление черных дыр, взрывов сверхновых звезд во Вселенной. Они полагают, что на то должны быть какие-то природные причины. Впрочем, вот вам и еще один из вариантов разгадки.

«Молчание далеких цивилизаций и вспышки сверхновых звезд приводят к мысли, что, быть может, на каком-то уровне роста знаний появляются смельчаки и энтузиасты, которым не терпится узнать побыстрее истину о зарождении мира и хочется посоревноваться с природой, — считает научный сотрудник Института физики высоких энергий (г. Протвино) Л.С, Ширшов. — Возможно, что в результате такой спешки и появляется очередная черная дыра или случается иной катаклизм».

Но мы все-таки надеемся, что у землян-ученых хватит здравого смысла, прежде чем запускать ускоритель на полную мощность, проверить теоретически, хотя бы на компьютерных моделях, полную безопасность проведения эксперимента Уж слишком велика цена ошибки — под угрозой само существование нашей планеты. А может, и вообще Солнечной системы.

P.S. Когда эта статья была уже написана, пришло очередное сообщение из Женевы. Как мы недавно сообщали («тм», № 3 за 2000 г.), в конце февраля 2000 г в ЦЕРНе физики из 20 ероопейских стран в серт экспериментов воспроизвели в миниатюре Большой Взрыв и полумили кварк-глюонную плазму». Поскольку ничего сверхъестественного не произошло, они, проанализировав результаты своего «Взрыва» и предварительные данные заокеанских коллег, пришли к заключению, что и вселенская катастрофа в результате эксперимента на коллайдере Брукхейвенской национальной лаборатории вряд ли возможна... □

2

и *

о

S

£ ОТ

ь

о *

о я

s z

X

<т>

Z

CD "О

ДВА ЗОЛОТА

континенты — остались целы. Верным все-таки оказалось предсказание тех теоретиков, которые накануне в ночь перед испытаниями, все-таки разобрались, что Земля останется в целости.

Впрочем, вскоре опасность пришла с иной стороны. Ученые — любители учить других на своих собственных ошибках — взялись угрожать уже не воздушной, а водной стихией. В 1960 г. советский химик Николай Федякин открыл новую форму воды, которую он назвал «поливодой».

Узнав об этом, иные теоретики в страхе нарисовали жуткую картину: вот-вот начнется — пишем до боли знакомые слова — цепная реакция (на этот раз химическая), и вся вода на нашей планете превратится в клей-коватую кашицу — «поливоду». От одной лабораторной пробирки будет «отравлен» весь Мировой океан.

вряд ЛИ уничтожат весь мир

На самом деле, как выяснилось позднее, ученый просто ошибся: открытой им формы воды вообще нет, есть лишь обычная НгО, только загрязненная другими химическими соединениями.

Далее, в 1980 г. в Лаборатории Ферми (штат Иллинойс) построили новый ускоритель, на котором решено было учинить сшибку протонов и антипротонов. Критики, во всем чуя подвох для несведущих мирян, тут же переполошились, уверяя, что в «пространственно-временной структуре Вселенной» появится трещина, в которую может ухнуть весь наш мир. Однако этого не случилось. Целы и критики, и физики, и агрегат, расколовший их дружные прежде ряды

Строители нового ускорителя RHIC, защищая себя от искусственных упреков, напо

минают, что частицы космического излучения обладают гораздо большей энергией (и, значит, более опасны), чем все, что способна сотворить человеческая рука.

Впрочем, обеливая свой труд, они умолчали о «побочном ущербе». Брукхейвенская национальная лаборатория уже нанесла немалый экологический вред: так, часть радиоактивного водорода улетучилась, радиоактивная вода просочилась в землю и т.п. Стоит ли удивляться тому, что люди, уже претерпев ущерб от этой лаборатории, не ждут от нее ничего хорошего? Подспудно они задаются вопросом: «За что же еще поругать этих неуемных ученых?».

И вот публика протестует. Оппоненты предостерегают. Но все идет своим чередом. Новый гигантский ускоритель в Брукхейвенской национальной лаборатории вступает в действие. Именно здесь планируется грандиозный опыт, уже названный «экспериментом века». Он поставит крест на изысканиях физиков XX столетия и установит планку для будущих исследований XXI в. ■

2 Техника-молодежи № 4

ТЕХНИКА-МОЛОД

ЕЖИ 4 2000

17