Техника - молодёжи 2000-04, страница 45

Техника - молодёжи 2000-04, страница 45

ТОЛЬКО УСТРОЙСТВА и НЕ охраняются: а) способы, вещества, штаммы микроорганизмов, культуры любых клеток, а также их применение по новому назначению; б) научные теории и математические методы; в) методы организации и управления хозяйством; г) условные обозначения, расписания, правила; д) методы выполнения умственных операций; е) алгоритмы и программы для компьютеров; ж) проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий; з) решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей; и) топологии интегральных микросхем; к) сорта растений и породы животных; л) решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Автором ПМ признается физическое лицо, чьим трудом она создана, а если участвовало несколько лиц, все они считаются авторами и порядок пользования принадлежащими им правами определяется соглашением между ними. НЕ ПРИЗНАЮТСЯ авторами те, кто не внес личного творческого вклада в создание ПМ, а помогал лишь технически, организационно и деньгами, равно как и те, чья помощь свелась к продвижению ПМ на рынок — это дело благое, но к авторству ни малейшего отношения не имеющее.

Как же автору ПМ самому провести патентную экспертизу, о чем сказано выше?

Для наглядности рассмотрим всю процедуру на примере.

Первым делом предлагаю вам неоднократно проверенный на практике Алгоритм изобретателя ПМ — я бы назвал его «Шесть шагов к успеху». На рис. 1 показана последовательность ваших действий.

Допустим, вы инженер и занимаетесь вопросами крепления частей механизмов, подверженных вибрациям. Допустим, далее, что традиционные средства крепления, вроде болта на рис. 2 (источник — книга Д.В. Чернилевского «Курсовое проектирование машин», М., «Высшая школа», 1980, с. 235), вас не устраивают. Вы изобрели особый болт (рис. 3) и желаете получить на него свидетельство как на ПМ. Действуйте по Алгоритму. Поскольку вы уже изготовили и испытали свой болт, будем считать, что позиции (1) и (2), т.е. тест на промышленную применимость, успешно пройдены. Остается сравнить заявляемую ПМ с ближайшим аналогом по существенным признакам (совпадение несущественных признаков не имеет значения).

По двум из них болты совпадают: у обоих наличествуют шестигранная головка и цилиндрический стержень, нижняя часть которого покрыта стандартной резьбой. Но у вашего болта стержень с продольной канавкой прямоугольного сечения. Тогда, если принять болт по рис. 2 за прототип, формула такова:

«Болт, содержащий шестигранную головку и Цилиндрический стержень, нижняя часть которого покрыта стандартной резьбой, ОТЛИЧАЮЩИЙСЯ тем, что стержень имеет канавку прямоугольно

го сечения, шириной, равной шагу резьбы стержня и глубиной до оси симметрии стержня».

Но не спешите. Всю доступную литературу надо изучить досконально. Теперь, в эпоху Интернета, это делается довольно быстро. В книге Н.Бишоп «Колебания в технике» (пер. с англ., М., «Мир», 1979, с. 352) находим еще один болт с тем же отличительным признаком, что ваш. Значит, тест на новизну не прошли, и придется с позиции (4) Алгоритма перейти к позиции (6) — пересмотреть совокупность существенных признаков. То есть либо открыть в своей ПМ признак, ранее не указанный, либо ПРИДАТЬ ей новый, а стало быть, изменить конструкцию. Например, у английского болта канавка стержня выполнена вдоль оси болта. Вы, будучи мастером технической мысли, находите решение: выполнить канавку по дуге (рис. 4)! Позиция (5) пройдена, вы уточняете формулу:

«Болт, содержащий шестигранную головку и цилиндрический стержень, нижняя часть которого покрыта стандартной резьбой, при этом стержень имеет канавку прямоугольного сечения, шириной, равной шагу резьбы стержня и глубиной до оси симметрии стержня, ОТЛИЧАЮЩИЙСЯ тем, что канавка выполнена по дуге, равной 50-заходной резьбе того же диаметра, что и основная».

Вот теперь патентная экспертиза, самостоятельно проведенная вами, успешно завершена и можно переходить к составлению описания, чертежей и реферата. Об этом в следующем выпуске. ■

Постепенно мы смирились с тем, что зимой снег на городских улицах посыпают солью, дабы он скорее таял, хотя и портятся обувь, шины автомобилей, возникает опасность поражения током пассажиров электротранспорта... Конечно, без бурных дискуссий не обошлось, но они завершились ничем. Более того, пора готовиться к новой напасти — к преждевременному облысению и досрочной порче головных уборов и верхней одежды, ибо появилась задумка продолжить засоление и летом... Теперь уже облаков.

Испокон веков, как только засуха грозила гибелью посевам, люди начинали молить кудесников о ниспослании дождя. И те старались исполнить наказ своей паствы, убедить небеса различными способами — жертвоприношениями, барабанным боем, крестным ходом... Однако, судя по всему, получалось это у них далеко не всегда, от случая к случаю, что можно смело отнести к простому совпадению. Иначе не было бы попыток воздействия на облака и тучи чисто физически — пальбой из пушек и даже вызыванием искусственных пожаров.

В наше время дожди творят, пользуясь достижениями науки и техники. Вот уже полвека облака засевают с самолетов йо-дидом серебра или обстреливают ракетами, несущими боеголовки с сухим льдом. Способы эти куда более действенны: как правило, на каждую атаку тучи отзываются

дождем. Одно лишь соображение портит настроение «кудесникам» от науки. Они ни-? как не могут согласиться, что дефицитное серебро ничем нельзя заменить. Выбрасывать его, буквально на ветер, — все-таки достаточно дорогое удовольствие.

Поэтому со столь большим интересом отнеслись «погододелатели» к новому методу, недавно усИешно испытанному в Южной Африке и Мексике. А суть его заключается в том, что облака... солят!

Да, с самолетов распыляют крохотные кристаллики хлорида штрия и калия. Они служат центрами конденсации дождевых капель. Читатели наверняка знают: поваренная соль, лежащая в кухонной солонке, жадно впитывает влагу. Так вот, то же происходит и здесь. Быстро набухают крупные капли. Именно в этой быстроте — и залог успеха.

Ведь кучевые облака ^ а их пока только и заставляют проливаться дождем — рассеиваются иной раз за какие-то полчаса. Не успеешь за это время справиться с делом, значит, все твои старания пошли прахом.

А к своей идее недавно скончавшийся южноафриканский физик Грэм Мэзер пришел совершенно случайно. Лет десять назад он приметил одно необычное облако, привольно раскинувшееся на небосводе и явно собиравшееся разразиться дождем, Исследуя центры конденсации в нем, он об

ратил внимание на наличие Д\ здесь гигроскопических — или, говоря бытовым языком, «всасывающих воду» — солей. Вскоре выяснил и их происхождение. Оказывается, облако пролетело над вытяжными трубами бумажной фабрики.

После этого Мэзер вместе с сотрудниками южноафриканской фирмы «Cloudquest» специально имитировал фабричные выбросы (как только появлялись облака) и понял, что тут есть над чем серьезно поразмыслить. Так начались многолетние исследования. И наконец, пришел к выводу, что «небесные странники», впитавшие соли, на 30% чаще изливаются дождем.

Успех, достигнутый в Африке, побудил и ученых Америки, работавших в северных, засушливых районах Мексики, тоже посыпать облака солью. Их эксперименты пока еще не окончены, однако, судя по первым результатам, успехи обещают быть даже лучше, чем в ЮАР. Умело действуя таким образом, подчеркивает американский специалист Дэниел Брид, можно из одного и того же облака «выжать» дождей, как минимум, вдвое больше.

Дело в том, что гигроскопические соли воздействуют на нижние, теплые слои облаков. Традиционно же используемые «дождевые вещества» — йодид серебра и сухой лед, — наоборот, впитываются верхними слоями облаков, где температура зачастую ниже точки замерзания и не замерзшей, жидкой, влаги очень мало. ■ Подготовил Станислав ЗИГУНЕНКО

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 4 2000