Техника - молодёжи 2000-04, страница 62

Техника - молодёжи 2000-04, страница 62

ПАТЕНТЫ

Рубрику ведет заслуженный изобретатель РСФСР, доктор технических наук, профессор Юрий ЕРМАКОВ

Навстречу 55-летш Великой Победы

последний

ШТУРМ

Продолжаем начатый в № 2 с.г. рассказ об участии наших читателей-изобретателей в завершающих операциях Великой Отечественной войны. Конечно, об участии — умозрительном, как бы ставшем возможным с помощью некой «машины времени».

«Примечательно, что теперь Советы вывели из Померании и Восточной Пруссии две армии и бросили их на одерский фронт против Берлина. Таким образом, можно предположить, что отныне наступление на столицу рейха не заставит себя долго ждать... Советы, владея теперь Померанией, прикрыли свой фланг и наверняка могут отважиться на штурм Берлина», записал Йозеф Геббельс в своем дневнике 21 марта 1945 г.

Начавшееся 23 марта с рубежа Рейна наступление англо-американских войск развивалось успешно. Передовые части союзников в центре фронта наступления захватили плацдармы на Эльбе в районах Виттенберга и Магдебурга. Западный фронт немцев разваливался на глазах. Основные силы вермахта были переброшены с запада на восток против советских войск. 27 марта корреспондент агентства Рейтер при 21 -й армии союзников сообщает: «Не встречая на своем пути сопротивления, англо-американские войска устремляются к сердцу Германии». «Если после взятия Лейпцига окажется, что можно без больших потерь продвигаться на Берлин, я хочу это сделать», — доложил 7 апреля объединенному штабу союзников главнокомандующий Дуайт Эйзенхауэр. Так кто же будет брать Берлин?! Сегодня, 55 лет спустя, мы знаем — кто. А тогда это был вопрос не просто престижа, а международного значения.

Военный совет 1 -го Белорусского фронта

Странное совпадение: в тот же день, 7 апреля 1945 г., в другом штабе — 1-го Белорусского фронта — проходило заключительное совещание командиров, начальников штабов армий, корпусов и родов войск после командных игр на картах и макете Берлина.

На огромном макете-панораме во всю длину 15-метрового графского обеденного стола в замке Старого города Кюст-рина (Альтштадта) были воспроизведены оборонительные сооружения немцев

за Одером и кварталы Берлина. Изготовленный мастерами-картографами, по данным аэрофотосъемок, наземной разведки и трофейных тактических карт, макет постоянно дополнялся новыми данными, огневыми позициями. Это было высокохудожественное инженерно-ар-хитектурное сооружение, на котором командиры отрабатывали детали штурмовых операций, — четыре тяжелейших пояса немецкой обороны на 80-километровом участке до столицы рейха и три ее обвода с особо защищенным центральным сектором правительственных учреждений (рис. 1).

Генералы уже знают, что войска 3-го Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза A.M. Василевского второй день дерутся на улицах города-крепости Кенигсберг. Солдаты штурмуют уже Кенигпаласт — (Королевский дворец), на кирпичной стене которого огромными готическими буквами написано: «Кенигсберг — лучшая крепость Европы не будет взят никогда». Крепость падет на следующий день.

«Нам надо учесть их опыт — при штурме Берлина», — говорит своим подчиненным Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. — Какие будут предложения?». «Разрешите, товарищ командующий, — попросил слово начальник штаба генерал-полковник М.С. Малинин. — Мы пригласили сюда представителей инженерных служб родов войск. Они готовы поделиться своими соображениями по повышению эффективности боевых действий. Есть и изобретатели. Капитан Бурдаков, например, выступил с интересным предложением по защите танкового десанта от пулеметного и осколочного огня. Артиллеристы предлагают усилить роль реактивного оружия при штурме полос укрепления и особенно в ближнем бою в городских условиях. Авиаторы Брянцев и Баранов из ОКБ Су

хого разработали подвесной контейнер. Его можно использовать и для десантирования на воду. Есть ценные предложения у моряков, ремонтников, саперов».

«Хорошо. Пригласите танкиста Бурда-кова. Как-никак, танкам первым придется взламывать оборону противника». Кстати, напомним, что все обсуждаемые вопросы являются сверхсекретными. Входит Ю.С. Бурдаков. Он кратко докладывает Военному совету свое изобретение — комбинированный танк (патент РФ № 2125700, 1999 г.). «Широко известно о размещении десанта за башней танка Т-34 над моторно-трансмиссионным отделением. При спешивании солдаты десанта прикрывают танки в условиях ближнего боя. Но в активной обороне противника десантники несут большие потери от автоматического оружия, и, как следствие, оказывают слабое воздействие на танкоопасную живую силу, фауст-ников. Я предлагаю крепить к корпусу танка съемные бронекабины: боковые 1 и кормовую 2 (рис72). Боковые кабины выступают за габарит танка по метру в каждую сторону. В каждой из них можно разместить три — четыре десантника в положении сидя, как в десантном отделении БМП-1 (боевой машины пехоты), но в один ряд. В кормовой же размещается два — четыре солдата: в условиях боя — в положении лежа, на марше — сидя».

«Что скажете, Михаил Ефимович? — обращается Жуков к командующему 1 -й гвардейской танковой армией Катукову. — Не приходилось ли вам встречаться в вашей практике с нечто подобным?». Генерал-полковник, впоследствии маршал бронетанковых войск М.Е. Катуков — кадровый военный. Перед войной он командовал 20-й танковой дивизией в корпусе К. К. Рокоссовского. С самого ее начала 20-я дивизия вела тяжелые танковые бои на Житомирском направлении. В начале июля 1941 г. положение войск

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 4 2 0 0 0

)р. Хаффель кан/ Гогеиаоллес

(рсвальдс

Ландсберг

Хекниг

Фалькенве

Берлин

Кетцин

>анденб^

33 А ^ юрстенберг kj Одер _

71уккен1

енберг

острин

1-й Белорусский 1'8гв. А фронт >

Линия фронта к 16 апреля Линия фронта к 25 апреля

\Ба6ер

Направление ударов Сов. войск с 26 апреля по 8 мая Контрудары противника Узлы сопротивления противника

60