Техника - молодёжи 2000-05, страница 66

Техника - молодёжи 2000-05, страница 66

психология

ЦВЕТ ФОРМА

Способность одного и того же цвета вызывать разные, подчас противоположные эмоции в зависимости от содержания изображения, психологи называют амбивалентностью. Скажем, желтый цвет Солнца или золотистых локонов красавицы поднимает настроение, но это же и грустный цвет осени, ассоциирующийся с закатом жизни, со смертью. Иногда же эти эмоционально противоположные впечатления сливаются в одном произведении: так, свою последнюю картину «Вороны над полем пшеницы» Винсент Ван Гог написал в пронзительно желтом, вроде бы жизнеутверждающем, колорите, однако в сочетании со зловещими черными птицами эта работа великого художника производит удручающее впечатление. Не удивительно, что, написав этот шедевр, его автор — человеке неуравновешенной психикой — покончил жизнь самоубийством...

Иллюзия движения

На занятиях по живописи преподаватели не устают повторять своим ученикам: нет

«Цветовариа-тор» — устройство для создания цве~ тодинамических картин и цвето-музыкальных фильмов. Совместная «закрытая» разработка, выполненная для нужд космонавтики Институтом ме-дико-биологических проблем Минздрава СССР и Киевской киностудией художественных фильмов им. А.П.Довженко (1967- 1970).

ни на одной живописнои палитре, что представляет собой неизбежное следствие новейших цветовоспроизводящих технологий Поэтому глаз современного человека приучается воспринимать сияющие, светящиеся цвета и их кричащие сочетания. Это, как правило, учитывают современные художники, которые часто пишут чистыми, не смешанными друг с другом и не разведенными белилами красками.

Компьютерная графика повлияла и на пластику живописных композиций. В компьютерной графике статичные картины редки — обычно это динамические изображения Более динамичными стали и произведения современного изобразительного искусства — вынужденное конкурировать с компьютерной графикой, оно еще более активно, чем прежде, стало использовать диагональную композицию. Стремление выжить в конкурентной борьбе с компьютерной анимацией приводит к тому, что на современных художественных выставках подчас демонстрируются не обычные живописные полотна или привычные

Лев МЕЛЬНИКОВ,

академик Российской академии

космонавтики

им. К.Э. Циолковского

С помощью зрения человек получает примерно 80% информации об окружающем мире. Но одну ее часть несет форма предметов или их изображений, а другую часть — цвет. Но что важнее для восприятия: цвет или форма?

Как показали эксперименты, в рисунках, на которых преобладает черно-бе-лая графика, практически 99% всей зрительной информации несет форма. Но согласно другим исследованиям, цветная реклама запоминается на 66% лучше черно-белой. В чем тут дело? Почему эти данные противоречат друг другу?

Разум и эмоции

Дело все в том, что если важен смысл информации, то именно форма изображения играет в восприятии решающую роль. Цвет же оказывает влияние на наши эмоции, затрагивает глубины подсознания, и поэтому способствует лучшему запоминанию образов.

Около тридцати лет назад в Институте медико-биологических проблем Минздрава СССР я изучал воздействие цвета на психофизиологическое состояние человека и его работоспособность с помощью «цветовариа-тора», в создании которого принимала участие Киевская киностудия художественных фильмов им. А.П. Довженко. Результаты этой работы предполагалось использовать для стабилизации психики космонавтов во время длительных полетов.

Оказалось, что в первые минуты красное освещение вызывало у испытуемых возбуждение, учащение пульса и повышение кровяного давления, а затем оно начинало и надоедать, и раздражать (это давно замечали фотолаборанты, длительное время работавшие при красном свете). А вот синее или голубое освещение заставляло испытуемых сосредотачиваться и успокаиваться, причем их пульс становился реже, а кровяное давление снижалось (недаром же, согласно восточным учениям, синий и голубой — цвета медитации, самоуглубления).

Абстрактный колорит подобен музыке, его действие размыто и неоднозначно. Например, известный русский художник Василий Кандинский, увлекавшийся абстрактной живописью, обратил внимание на то, что одно из его беспредметных полотен, стоявшее в мастерской «вверх ногами», производит такое же впечатление, что и в «правильном» положении. Поэтому он пришел к выводу о самостоятельной ценности цвета и стал использовать его в своих бессюжетных полотнах в качестве главного способа воздействия на зрителя.

Но реалистическое изображение придает цвету конкретное и более сильное звучание. Так, если сам по себе красный цвет просто немного возбуждает, то красное яблоко вызывает приятные эмоции, а красные пятна крови способны вызвать состояние, близкое к шоку. Вспомните картину Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына», которую исполосовал ножом посетитель с неуравновешенной психикой, пришедший в неистовство от сочетания сюжета и колорита этого полотна.

плохих цветов, есть лишь их плохие сочетания. И в том — глубокий смысл. Вспомним шедевр Михаила Врубеля «Демон»: если всмотреться в отдельные мазки, нанесенные на это полотно, то они похожи на пятнышки грязи. А вместе с тем, глядя на всю картину в целом, получаешь ощущение чистоты цвета.

Раньше в живописи впечатление движения достигалось определенной ориентацией линий и расположением красочных пятен. Скажем, вертикаль ассоциируется в нашем сознании с подъемом вверх, горизонталь — с покоем. А диагональ служит наиболее сильным средством для того, чтобы выразить движение. Так, глядя на картину Василия Сурикова «Боярыня Морозова», трудно избавиться от ощущения, что сани, на которых едет опальная женщина, действительно движутся. Художник долго искал нужное решение, о чем говорят многочисленные эскизы, и, в конце концов, остановился на диагональной композиции.

С появлением видеотехники и компьютерной графики в нашу жизнь ворвались чистые яркие краски, которые невозможно получить

скульптуры а некие движущиеся конструкции и картины

На вкус, на цвет...

В произведениях изобразительного искусства цвет и форма должны гармонично сочетаться друг с другом. Этой же проблемой для достижения своих целей занимались не только художники, но и архитекторы, психологи. эргономисты. Естественно, суждение каждого специалиста в столь деликатной области не может считаться бесспорным, оно определяется еще и индивидуальностью его восприятия.

Допустим, Кандинский считал, что нашел определенные закономерности, о которых и оповестил в своей книге «Искусство духовной гармонии». Он утверждал, что, например, круги и овалы лучше всего сочетаются с зеленой, синей или пурпурной окраской А острые изломанные геометрические фигуры гармонируют с желтыми и оранжевыми тонами.

Однако американский психолог Дж.Смете пришел к выводу о том, что активному красному цвету соответствуют сильные фигуры

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 5 2 0 О О

63