Техника - молодёжи 2000-06, страница 63

Техника - молодёжи 2000-06, страница 63

операция за двухтысячную долю секунды, тогда вы поймете: конструкторы и технологи — механики, одним словом, — превзошли саму Природу. Шедевр, шеф дела по-французски, гений технический по-русски. Нет ему равных в заморских странах, на Западе. Доколе на поклон будем идти?

Мы снова на вечере в Останкино. О своей личной жизни юбиляр говорит скупо. Отдых у него — в изучении иностранных языков, мечтает сходить за грибами в осенний лес. «И отчего вы испытываете наибольшое удовольствие?» — любопытствует студент Станкина (Станко-инстру-ментапьного института, ныне университета). «Я прихожу в восторг, когда нахожу белый гриб. Наверное, как любой из нас», — говорит, не спеша, Кошкин, роторный фельд (полевой)-маршап. Попал в точку. Ну кто не придет в восторг, увидав во мху темно-коричневую шляпку, да еще влажную от росы! Но никогда не забудем: чтобы сейчас, в наши дни, мы смогли получать даже такую маленькую радость, тогда, в Великую Отечественную, нужно было переломить хребет нацизму, выковать Победу, завершенную, как всегда и повсеместно принято, торжественным парадом.

Этот парад ждали все

24 июня 1945 г. Воскресенье, как и четыре года назад, 22-го июня 1941-го. Над Москвой переполненное влагой небо. Она льется на столицу, на священные наши поля и леса. Красная площадь празднична и торжественна. Вдоль фасада здания ГУМа вывешены огромные стяги с гербами всех союзных республик, и в центре — Герб Со

ветского Союза. Перед зданием золотятся трубы сводного военного оркестра. В его составе 1400 человек. Дирижирует — генерал-майор С.А. Чернецкий. На Лобном месте шумит каскад фонтанов.

На Красной площади и прилегающих к ней улицах и площадях построены войска. Неподвижно замерли знамена возле сводных полков. Фуражки летчиков, бескозырки моряков, шлемы танкистов, каски пехотинцев грозно отсвечивают на блестящей от дождя брусчатке. Все замерли в ожидании торжества.

«Вот что, вам придется принимать парад Победы. Командовать же им будет Рокоссовский». Жуков ответил: «Спасибо за такую честь, но не лучше ли парад принимать вам? Вы Верховный Главнокомандующий, по праву и обязанности следует вам принимать парад». И.В. Сталин: «Я уже стар принимать парады. Принимайте вы, вы помоложе...».

Главная задача работников армейского манежа состояла в подготовке лошадей для двух основных участников парада — маршалов Жукова и Рокоссовского. Оба всадника заслуженно считались прекрасными кавалеристами. Вот они оба на конях в окрестностях Минска в 1930 г., где дислоцировалась 7-я Самарская кавалерийская дивизия. Прекрасная выправка, стремя в стремя скачут комдив К.К. Рокоссовский и командир 39-го кавполка Г.К. Жуков; за ними, приотстав, следуют офицеры и ординарцы. На свой главный парад боевые друзья выедут на великолепных конях: Жуков — на Кумире серебристо-серой масти, Рокоссовский — на почти вороном Полюсе. Потом у многих сложится впечатление, что они выехали на Красную площадь на своих личных лошадях — настолько полным был контакт всадников с четы-рехногими друзьями.

Десять ударов Кремлевских курантов возвещают о начале церемонии. Из ворот Спасской башни на белом коне под синим чепраком выезжает Маршал Советского Союза Г.К. Жуков с гордо поднятой головой, грудь в орденах, поводья крепко сжаты в сильной руке, ноги прочно стоят в стременах. Оркестр грянул гимн «Славься, русский народ» М.Глинки, и всадник полетел — снимок Е.А. Халдея запечатлел парящего Кумира с маршалом в седле — в центре площади. Навстречу Жукову для отдачи рапорта устремляется на вороном коне под пунцовым чепраком Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский. Оба останавливаются точно в центре площади перед Мавзолеем. Сдерживая коня, Рокоссовский докладывает своему давнему сослуживцу: «Товарищ Маршал Советского Союза! Войска действующей армии и частей Московского гарнизона для парада Победы построены!» и передает свернутый трубочкой рапорт. Прославленные полководцы едут рядом на белом и вороном конях, как тогда на учениях Белорусского военного округа летом 1930 г., но теперь под непрерывное, раскатистое «Ура!».

И вот фанфаристы возвещают: «Слушайте все!». На середину площади выходит сводный военный оркестр. С необыкновенной выразительностью и силой звучит «Славься, русский народ».

С трибуны Мавзолея выступает Г.К. Жу

ков: «...Отечественная война завершилась. Одержана победа, какой не знала еще история. Источником этой победы является наш социалистический строй, мудрое руководство большевистской партии, правильная политика Советского правительства, морально-политическое единство нашей страны, исполинская сила Красной Армии и доблестный труд советского народа. Да здравствует наша непобедимая Родина — Союз Советских Социалистических республик!».

Величаво звучит Гимн Советского Союза. Раздаются залпы артиллерийского салюта. Над площадью раскатывается троекратное солдатское «Ура!»: все это сливается в единую торжественную симфонию Победы. Затем молодой звук трубы дает сигнал к торжественному маршу. И под жемчужную трель барабанов, звуки литавр двинулись сводные полки героев. Порядок построения и прохождения полков соответствовал размещению фронтов Красной Армии от Ледовитого океана до Черного моря. Начинает марш сводный полк Карельского фронта. Впереди колонны — Маршал Советского Союза К.А. Мерецков. Затем идут воины Ленинградского фронта. Их возглавляет Маршал Советского Союза Л.А. Говоров. Идет сводный полк 1 -го Прибалтийского фронта во главе с генералом армии И.Х. Баграмяном. К Мавзолею приближается сводный полк 3-го Белорусского фронта, войска которого первыми вступили на территорию Германии. Впереди полка — Маршал Советского Союза A.M. Василевский, принявший командование фронтом после генерала армии И.Д. Черняховского, убитого 18 февраля 1945 г. Как свежи в памяти еще и тяжелы потери! Дождь оплакивает павших героев.

На марше — сводный полк 2-го Белорусского фронта. Красная площадь приветствует доблестных воинов маршала К. К. Рокоссовского. Возглавляет полк генерал-полковник К. П. Трубников.

Взметая брызги на мокрой брусчатке, печатают шаг пехотинцы 1 -го Белорусского фронта маршала Г.К. Жукова, герои штурма Берлина. Среди них — участники парада Красной Армии 7 ноября 1941 г. Ветераны помнят простор заснеженной Красной площади, поземку под ногами в обмотках, шинели с разномастными пуговицами, буденовки вместо касок на головах. Сейчас герои шли, одетые во все новенькое, с иголочки. Генерал армии С.М. Штеменко, готовивший от Генштаба парад Победы, вспоминает, что для его участников надо было пошить более 10 тыс. комплектов парадного обмундирования. На это требовалось не менее двух месяцев. Когда, 24 мая 1945 г., доложили все соображения Сталину, то он предложения принял, но со сроками не согласился. «Парад провести ровно через месяц — двадцать четвертого июня», — распорядился он и далее заметил: «Война еще не кончилась, а Генштаб уже на мирный лад перестроился. Потрудитесь управиться в указанное время. И вот что еще — на парад вынести гитлеровские знамена и с позором повергнуть их к ногам победителей. Подумайте, как это сделать...». ■

Продолжение следует.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 63 2 0 0 0