Техника - молодёжи 2000-06, страница 65м и в л НИИ Не то, что мните вы, природа... Федор ТЮТЧЕВ, член-корреспондент Петербургской АН ТЕХНИКА И ПРИРОДАВ свое время мы организовали постоянно действующую уникальную выставку «Ученые рисуют», где в совершенно неожиданном качестве — живописцами — выступали крупнейшие ученые и специалисты страны. Она демонстрировалась ^ во многих городах и неизменно вызыва- § ла огромный интерес. С тех пор минули g годы... Но недаром же говорят: «лучше § поздно, чем никогда». Мы решили про- Ь должить эту выставку — теперь, в связи с ъ финансовыми затруднениями в смутные, § «реформаторские» времена, хотя бы на | журнальных страницах. Итак, предостав- х< ляем слово нашему давнему автору — из- § вестному ученому Юрию Михайловичу § ЕРМАКОВУ. £ ч Тяга к профессиям, формирование художе- "3 ственного вкуса начинается в детстве. Все § дети талантливы от природы. Почему? А по- | тому, что все для них — ново, неизвестно, о все для них — открытие. Отсюда развитое о любопытство, хотите, любознательность, g страсть к познанию. Рисование, а именно эта форма художества преобладает в раннем g детстве, является способом отражения дет- о> ского восприятия мира. Особо одаренные 1° дети, — я до сих пор помню прекрасные цветные рисунки одноклассника Жени Сидорова (учительница рисования ниже пяти с плюсом за них не ставила), он был непременным участником школьных и районных выставок художественного творчества, — становятся профессиональными художниками (правда, хотя Женя и окончил художественное училище, талант его так и не расцвел) Ну а основная масса юношей, «обдумывающих житье», выбирает другие пути, другие профессии, как и автор этих строк, кстати, очень довольный своим выбором технолога, а чудачеству акварельному выкраивающий часы на задворках изобретательства. Рисую я по вдохновению и, творчески насытившись, устав от наслаждения искусством, перестаю писать. Жду следующего нетерпения, чтобы продолжить начатое Придя на то же место, вижу изменения в красках, освещении, метеорологических условиях и корректирую сюжет по наитию, помня и предыдущие цвета, запечатленные на «сыром» наброске. Отсюда и техника письма акварелью «а ля маслом», то есть перекрытием предыдущих слоев новыми. Картины — это застывшие в образах переживания. В нужный момент они возвращают затраченную энергию, будят, в свою очередь, техническое вдохновение, переводят механическое мышление в творческое. Что же говорить тогда о творениях классиков? Скажем, в работе над статьей «Механизатор! Ты не проспал посевную?» («ТМ», № 3 за 1999 г.) я вдохновлялся скульптурами Ивана Шадра, в особенности «Сеятелем», и репинской картиной «Лев Толстой на пахоте». Всматриваясь в свои картины и полностью отдавая себе отчет в их несовершенстве, я нахожу, тем не менее, что они лучше передают мое представление о времени и месте действия, чем фотографии той же местности, благо последние (фотоальбомы по Сибири, Норильску, Брянщине, Швейцарии, Западной Европе) — всегда под рукой. Перехожу к техническим темам, в частности, опубликованным в «Технике — молоде- < жи». Железные дороги («ТМ», № 3 и 12 за ь. 1997 г.) у меня связаны с пейзажами Сибири s и Саян; флот («ТМ», № 4 за 1997 г., № 6 и 10 S за 1998 г., № 2 и 5 за 1999 г) — с видами На-§ ходки и Черного моря, а также, как ни стран-* но, с песней «Прощайте, скалистые горы» |( композитора Е.Э. Жарковского на слова по-5 эта Н.Букина; строительство и горнодобыва-^ ющая промышленность («ТМ», № 5 за 1998 § г., N9 4 за 1999 г) — снова с картинами Сиби-<о ри и Таймыра. Красоты Таймыра («Строительство рудника «Комсомольский», «Рудник «Маяк» в Талнахе», «Вид на Норильск с Талнаха», «Горы Хаерлаха», «Таймыр полночный», «Озеро Лама») еще ждут своего отражения в технических темах Заполярные красоты запомнились тревожным ощущением Севера. Голубое безоблачное июльское небо, не заходящее даже ночью Солнце и постоянно стоящие вдали на севере, над Арктикой, сплошные бело-серые облака. Постоянная угроза Снежной королевы: дыхнет, и июльский жар сменится снежной метелью и слякотью. Согревало знание того, что там, на 300 миль севернее, идут корабли, работают люди на станциях, эфир заполнен морзянкой, переговорами, музыкой...
|