Техника - молодёжи 2000-09, страница 22

Техника - молодёжи 2000-09, страница 22

рованных радиограмм, которыми обменивались Берлин и немецкое посольство в Вашингтоне. Они были информированы о прибытии Кезмента в январе 1916 г. и заранее готовили ловушку для него.

Еще 21 декабря 1914 г. на рейде порта Куинстаун, что в Южной Ирландии, появилась яхта «Сайонара», принадлежавшая нью-йоркскому яхт-клубу — его аббревиатура украшала «фирменные» свитеры матросов. Командовал судном капитан Ф.Саймон, на борту пребывал состоятельный капифорни-ец ирландского происхождения, полковник Мак-Брайд. Он слыл ярым сторонником отделения Ирландии от Великобритании, поэтому лояльные к англичанам местные власти, разрешив ему и капитану сойти на берег, выставили на яхте часовых.

На приеме, устроенном для американцев офицерами британского гарнизона, последних удивило поведение гостей. Они восхищались успехами немецкого флота, считали войну с Германией ошибкой, к тому же у Мак-Брайда проскальзывал немецкий акцент Но ссориться с бесцеремонными нейтралами не стали...

Только командующий морскими силами в этом районе адмирал Ч. Кук знал, что Саймон был лейтенантом Королевского флота и служил на линкоре «Рассел», Мак-Брайд — армейским майором Хоуэллом, а все 50 матросов яхты — работавшими до войны на пассажирских судах английской компании «Кьюнард», которые совершали рейсы в США. Потому-то они и знали американский сленг и обычаи. Причем яхту оборудовали двумя радиостанциями, и сам Кук выделил Саймону опытного радиста под видом мастера-ремонтника. Плавание же «Сайонары» затеяло и организовало британское Адмиралтейство и начальник военно-морской разведки контр-адмирал Р.Холл, поручивший Саймону и Мак-Брайду связаться с законспирированными ирландскими националистами и уточнить у них время и место высадки Кезмента и бригады «добровольцев». Для такого задания легенда прогермански настроенных «янки» подходила как нельзя лучше.

Из Куинстауна яхта отправилась по другим портам, а на некотором расстоянии от нее, якобы следя за подозрительными, шел сторожевик «Сейф-гард». Его командир, лейтенант Хине, тоже был посвящен в планы Холла и должен был поддерживать с ним радиосвязь.

Конечно, заговорщики быстро узнали о «янки». Правда, законопослушные ирландцы предпочитали не якшаться с заокеанскими визитерами и встречали их настолько неприязненно, что яхту приходилось охранять полиции... Но в общем-то, Саймон и Мак-Брайд выполнили то, что им было поручено. Тем временем до сведения немцев заботливо довели, что в апреле 1916 г., как раз к восстанию, британские власти намерены взять под

стражу выявленных его руководителей, — значит, с ним следовало поторопиться. Впрочем, в Берлине уже поняли, что на его успех рассчитывать не приходится, но отменять не стали, надеясь причинить Великобритании хоть какой-то вред.

Вместо десанта бригады, в Ирландию решили отправить Кезмента и транспорт с 100 тыс. винтовок и боеприпасами для мятежников. Для этого выбрали захваченный в начале войны английский пароход «Кастро» вместимостью 1 тыс. т, принадлежавший компании «Уилсон» из Гулля. Переименованного в «Либау», его перевели на базу флота в Вильгельмсгафене, и там погрузили только 20 тыс. винтовок, захваченных в августе 1914 г. после поражения русской армии под Танненбер-гом, 10 пулеметов, свыше 4 млн патронов к ним и 400 кг взрывчатки. В экипаж зачислили 21 отобранного военного моряка, капитаном назначили лейтенанта военного флота К.Шпиндлера.

Портовым властям объяснили, что «Либау» повезет оружие в Финляндию русским революционерам, борющимся с царем, и после выхода в море пароход демонстративно направился на север. Но ночью на его бортах изобразили флаги нейтральной Норвегии, название заменили на «Ауд», на верхней палубе сколотили фальшивые ящики с грузом.

На случай досмотра судна, Шпинд-лера снабдили поддельными документами, свидетельствовавшими, что «Ауд» идет из Христиании (ныне Осло) в один из английских портов, а потом — в итальянские Геную и Неаполь. Для пущего правдоподобия в каютах и кубриках разложили норвежские книги и газеты, на складе камбуза — норвежские рыбные консервы, матросам раздали письма и фотографии «знакомых» нор-

Антибритански настроенные американцы ирландского происхождения вызывающе красуются на палубе «Сайонары».

ТЕХНИКА — МОЛОД

IЕ Ж И 9 2 0 0 0

20

I

вежек, и весь экипаж облачили в одежду соответствующего производства. С немецкой пунктуальностью предусмотрели все, вплоть до того — при появлении англичан, вместе с нейтральным флагом, поднимут сигнал о том, что на судне есть заразные больные, а в помещениях расставят сосуды с дезинфицирующей карболкой.

А вот то, что адмиралу Холлу и его сотрудникам было все известно о предстоящем рейсе из перехваченных радиограмм, в Берлине не догадывались. Между тем Холл задумал задержать «Ауд» в ирландских водах при разгрузке, что называется, взять на месте преступления...

И вот 21 апреля 1916 г. корвет «Блю-белл» остановил у входа в залив Трей-ли небольшой норвежский пароход «Ауд». Его капитан объяснил, что хочет зайти в порт Трейли, чтобы поправить сместившийся во время шторма груз. Однако командир корвета велел норвежцу следовать за собой на базу в Куинстаун. Шпиндлер понял, что операция сорвалась и темнить больше не имеет смысла, — внезапно на «Ауде» взвился немецкий военно-морской флаг, команда спешно спустила шлюпки и перешла в них, а на пароходе прогремел взрыв, после чего он быстро пошел на дно.

Как вспоминал руководитель британской контрразведки Б.Томас, доставленный в Скотланд-ярд Шпиндлер «лгал самым нахальным, но не совсем убедительным образом, прежде всего отрицая наличие оружия на его судне. Потом заявил, что оно предназначалось для германских войск, сражавшихся в Южной Африке. Затем стал утверждать, что пароход попеременно превращается то в торговое судно, то в военный корабль, для чего якобы достаточно всего лишь сменить флаг». Зато матросы были откровеннее, и объяснили следователям, кому на самом деле предназначалось оружие.

На «Ауд» опустили водолаза. Судно лежало на борту, в котором зияла пробоина от внутреннего взрыва, а на грунте валялись выпавшие через нее винтовки и поврежденные пулеметы. Водолаз поднял три винтовки, а русский военный атташе опознал в них «трехлинейки»...

Одновременно на 21 апреля немцы запланировали и другую операцию в заливе Трейли, «успех» же был прежним. Еще в начале месяца английские радиоразведчики перехватили очередное сообщение о том, что Берлин отправляет Кезмента в Ирландию первым, чтобы он встретил «Ауд» и передал оружие повстанцам. Перед выходом подводной лодки с Кезментом на борту, передадут радиограмму с условным словом «овес», а если высадку отменят или перенесут, то в ней будет условный сигнал «фураж».

12 апреля дешифровали депешу с «овсом», приготовились. В тот же день в море вышла субмарина У-20, на которой находились Кезмент и два его спутника — Монтейх и Бейли. Однако неподалеку от Ирландии на лод