Техника - молодёжи 2000-10, страница 43

Техника - молодёжи 2000-10, страница 43

НЕВЕРОЯТЬ

Мы должны внимательно различать предрассудок и суеверие от скрытых символов древнего знания.

Н.К. Рерих

Нельзя считать, что в своих длительных поисках истины предки оставили нам одни лишь ошибки и заблуждения.

Л.Чаттопадхья

В науке нет ничего незначительного, что не заслужило бы быть исследованным и познанным.

Й.Я. Берцелиус

С современных позиций так называемые ордалистические (позд-нелат. ordalium, от англосакс, ordal — приговор, суд) испытания, или испытания Божьим Судом, — не более чем предрассудок. Тем не менее, известны случаи, когда они помогали установить виновного в преступлении. Разумеется, утверждения, что от прикосновения убийцы на теле убитого выступает кровь, нельзя принимать всерьез. Но есть основания считать, что ордалистические методы имели реальную основу — прежде всего психологическую.

Словосочетание «Суд Божий» узаконено Святой Инквизицией, но методы расследования, о которых пойдет разговор, применялись еще несколько тысяч лет назад — для объективного (!) выявления правонарушителя среди группы подозреваемых. Казалось бы, ни о каком правосудии тут вообще говорить не приходится — сплошное шарлатанство. Шаман или колдун велит человеку дотронуться рукой до тела убитого, и тот якобы «дает знак». Но... внимательное изучение материалов, посвященных ордалистическим методам дознания, наводит на мысль, что тогдашние «следователи» морочили голову разве что публике, но не самим себе. Они блестяще — по тем временам — владели целым рядом наук, в частности, физикой, химией и токсикологией, а главное, были тонкими психологами. Магический же антураж Божьего Суда — не более чем средство спровоцировать виновного на действия, обличающие его вину.

Для начала попробуем выяснить, в каких условиях осуществлялся физический контакт подозреваемого с трупом — прилюдно, в присутствии одних лишь судей или вообще без свидетелей? А если верно последнее предположение, то кто, как и на какой фазе испытания фиксировал факт истечения крови из трупа? К сожалению, точных сведений история не сохранила. В сущности, мы знаем лишь то, что сказано в словаре Брокгауза и Эфрона: «Весьма распространенным С. (судом. — Ю.Р.) Божьим был привод подозреваемого к телу убитого: по народному поверью, при прикосновении убийцы выступала кровь из ран убитого».

Но вот что любопытно: ордалистичес

кие испытания по сей день используются в ряде регионов земного шара, удаленных от очагов цивилизации. Путешественники, этнографы, натуралисты из разных стран даже в середине XX в. становились свидетелями подобных «судебных экспертиз»...

А что если все происходило немного иначе? Что если народное поверье служило лишь прикрытием, психологической уловкой, ставящей убийцу перед необходимостью ИЗБЕЖАТЬ прикосновения к трупу — что легко сделать как раз при контакте без свидетелей? Ведь существуют и применяются разнообразные способы узнать, кто именно не касался тела убитого. Отчего не предположить, что они применялись и в древности, когда люди в массе своей были темны и суеверны, а шаманы, жрецы и колдуны составляли касту хранителей знаний, недоступных для народа?

Известный южноафриканский журналист Лоуренс Грин в книге «Последние тайны старой Африки» рассказывает:

«Испытание «судом Божьим» — обычное явление во многих районах Африки. И тут колдунам, которые обнаруживают виновного, также приписывается сверхъестественная сила. И в самом деле, колдуны иногда устраивают такие драматические пред-

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 10 2000

41

ставления, что вводят в заблуждение даже опытных колониальных чиновников.

Незадолго до Второй мировой войны в глухом уголке Уганды был зарезан африканский носильщик, который сопровождал партию охотников-англичан. Полицейский участок был далеко, и охотники сами провели следствие, но оно не дало никаких результатов. Тогда глава партии Грей согласился, чтобы вождь племени вызвал колдуна.

Все жители выстроились в один ряд, и колдун велел им войти в хижину, где лежало тело убитого носильщика. Они должны входить по очереди (т.е. поодиночке, без свидетелей! — Ю.Р.) и прикасаться к телу рукой. «Когда до тела дотронется виновный, мертвец оживет и проклянет убийцу», — заявил колдун.

Все стояли в мертвом молчании. Казалось, будто колдун вовлек белых людей в глупую мистификацию. Однако он пристально смотрел на каждого жителя деревни, затем указал на одного из них и крикнул, что он виновен. Мужчина бросился бежать, но был тут же схвачен. Вскоре он во всем признался.

Грей отозвал колдуна в сторону и спросил, как он это сделал. Сначала колдун пытался уверить его, что все это магия, но Грей настоял на своем и добился правды. Колдун намазал тело убитого бесцветным веществом, которое при высыхании белеет. Он сказал, что только человек с чистой совестью дотронется до тела И единственный, у кого на руке не оказалось белой метки, был убийца».

Хочу напомнить о применявшемся некогда на Руси аналогичном «методе черного петуха». Испытание проводилось в закрытом помещении, обычно бане или сарае, где под перевернутым лукошком сидел черный петух. Испытуемые должны были по очереди погладить его; заранее торжественно и строго объявлялось, что петух подаст знак, когда к нему притронется виновный. После того как подозреваемые поочередно побывали возле петуха, судья подавал команду — руки поднять! Чистые ладони выдавали виновного, ибо петух был заранее посыпан мелко истолченным углем...

Когда же возникли ордалистические испытания? Вероятно, в эпоху раннего язычества, когда обожествлялись стихии. Один из ранних способов — прохождение через пламя костра. Им, кстати, пользовались и в средние века для расследования как уголовных, так и гражданских дел. Когда испытуемые проходили сквозь пламя, судья внезапно возглашал: «На воре шапка горит!» — и виновный почти непроизвольно, рефлекторно поднимал руку к волосам, что полностью изобличало его: он в буквальном смысле выдавал себя с головой!

В новое и новейшее время ордалистические испытания применяют редко (по понятным причинам), но во многих случаях с пользой. Вот, например, история, около века назад поведанная газетой «Южная Россия». Из кассы 8-го кавалерийского полка, стоявшего в Новогеоргиевске, исчезло 43 тысячи рублей. В круг подозреваемых попали 30 часовых, охранявших кассу со времени последней проверки. Вахмистр

Окончание на с. 49.