Техника - молодёжи 2000-11, страница 64

Техника - молодёжи 2000-11, страница 64

Пока публика схлынула к Сидорову, комиссия делает предварительные выводы. «Видите, как спокойно берет картофель с гряды. Не швыряется, как Шперлинг!». — «Да-а, неплохо. Удивительно, как же он умудряется тянуть сразу четыре ряда? Ведь тот же Шперлинг, хвалившийся экономным срезанием пласта, берет всего два». — «Шперлинг одну гряду сдвигает к другой и обе швыряет в экран, а Сидоров просто подрезает скобами и подает кверху клубненосный слой». — «Рационально, ничего не скажешь. Как при пахоте. Тот же трактор может тянуть десять и более плугов». — «А почему же его комбайн прозвали не только Сидоровым, но и петровым, Ивановым и другими?». — «Давайте, спросим самого Николая Андреевича».

Он давно уже стоит в отдалении, из скромности не решаясь подойти поближе. Увидев, что его зовут, подходит. «Скажите, почему в соавторстве комбайна упоминают десяток лиц, хотя нам известно, что патент получен вами единолично?».

«В современном мире, — философски начинает Сидоров, — все взаимосвязано и все давно известно. Вопрос сводится только к способу реализации того давным-давно известного, прототипа другими словами. Прототипом же моего изобретения является картофелеуборочный комбайн ШОБЛОТ, сущность которого, наряду и других, опубликована в книге Г.Д. Петрова «Картофелеуборочные машины», 1984 г. издания». — «Шобачья лотерея», — неудачно расшифровывает ШОБЛОТ бывший зав. отделом промышленности. «Нет, это по первым буквам фамилий авторов назван комбайн, — поправляет батюшку Сидоров. — Все его агрегаты присутствуют в нашей машине, но в модернизированном виде». — «Хорошо. Композитор Петров (под композитором специалисты понимают ученого, сопоставившего все известные на сегодня конструкции) дал вам ближайший по конструктивным признакам комбайн. Но при чем здесь Иванов?». — «Здесь вам не тут, — по премьерски шутит Сидоров. — Под Ивановым, именем

нарицательным, я маскирую всех претендентов на любые органы моей машины. Возьмите ту же почвообрабатывающую скобу 3. Орган-то — всего-навсего изогнутая по дуге пластина (см. фрагмент на рис. 6, а), а не поверите — восемь авторов (а.с. № 517280, 1976 г.) на нее записались. Восемь! И все из Украинского НИИ виногра-дорства и виноделия им. В.Е. Таирова. Назову их, уточнивших форму уже имевшейся до них скобы: «физиолог» А.В, Павлов, «судостроитель» В.И. Корабел ьский, «поэт» Александр Сергеевич Пу.., Павловский, «мыслитель» Л.Б. Думай...». — «Неужели, Думай?», — удивляются члены комиссии. «Да, да. Думай, Леонид Борисович, как Красин. Далее: Н.Л. Смелянский, Ю.С. Яновский, — заторопился закончить список Сидоров, — А.Н. Мигапь и, наконец, С.В. Пеокис, надо «думай», грек по национальности».

Потрясенные урожаем соавторов, все молчат. Не спрашивают. Даже дотошные журналисты. Им уж не надо пояснять, что значит «и другие хозяева

Сидорова коня». Поэтому Н.А. Сидоров сам завершает картину творческого (и халявного) труда: «Чтобы закончить далеко не полный, по моим представлениям, список изобретателей комбайна, не могу не упомянуть П.А. Юденкова сотоварищи, авторов индустриального поточного метода уборки картофеля. Их установка КОУ-1 — отдельный прототип моих моющих агрегатов — работает сейчас в риге, на бывшем току КОАПа «Шведский путь».

«Ну и идите в ригу», — посылает всех председатель комиссии Стародубов

Станкостроители на уборочном фронте

Два часа дня Надо сказать, что народу уже собралось много. Может быть, от того, что распогодилось, временами даже выглядывает ласковое бабье солнышко, а с другой стороны, соревнования уборочной супертехники близятся к концу, и в воздухе витает неуловимый запах многообещающего десерта.

Люди заглядывают в амбар, как бы случайно приняв его за ригу, и видят

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 112 0 0 0

62

там столы буквой Ш: три длинных, а в их голове — короткий; для президиума, догадывается каждый. «Человек на сто будет», — прикидывают видавшие виды журналисты. Столы уже накрыты белыми скатертями и заставлены снедью. По осевой каждого стола, как разметочная линия, как пальцевые барабаны в сепараторе Сидорова, сгруппированы бутылки с прозрачными жидкостями белого, красного, зеленого, желтого и других цветов осени. «Зеленая — это, наверное, можжевеловая». — «Нет, скорее мятная. А может быть, и «Тархун» — «Не отвлекайтесь, товарищи, — ласково советует Стародубов. — Демонстрация моечно-сортировочного узла будет в риге, а не в амбаре. Скорее туда. Это последний этап соревнований». Любопытные уступают место новым заблудшим (по ошибке) к амбару лицам, и постепенно собираются под крышей на столбах — в риге Стен нет, и огромный комплекс хорошо вентилируется естественным путем.

«Скажите, пожалуйста, Петр Афанасьевич, — уважительно обращается

председатель к Юденкову, первому из трех изобретателей (а.с. № 124226, 1959 г.), — что подвинуло вас, начальника крупного КБ тяжелого станкостроения, заняться картофелеуборочной техникой?». — «Постановление партии и правительства об оказании действенной помощи сельскому хозяйству. Заводы сельхозмашиностроения тогда уже не справлялись с многочисленными заказами колхозов и совхозов. Не забывайте, что в те годы начали освоение целинных земель. Мы приступили к проектированию этой линии в 1956 г., а заявка на изобретение была подана лишь после ее опробования». — «Да, да. Я помню. Многие заводы станкостроительной и оборонной отраслей подключились к изготовлению сельскохозяйственных агрегатов и запасных частей. Подольский механический делал косилки-плющилки, станкозавод «Красный пролетарий» — жатки, станкозавод им. Серго Орджоникидзе — шнеки к зерновым комбайнам»

Тем временем, мало-помалу, все собрались и осматривают грандиозное