Техника - молодёжи 2001-06, страница 55

Техника - молодёжи 2001-06, страница 55

стал основоположником космической саги, где тоже вторгся в область сверхъестественного.

Можно долго перечислять зарубежных авторов, но большинство из них роднит одно: они даже не пытаются дать наукообразное объяснение того, что происходит в их произведениях. Они концентрируют внимание читателей не на научных проблемах, а на остросюжетном действии.

Сейчас в нашей стране тоже наблюдаются подобные тенденции. Но, к сожалению, проявляется другая крайность: авторы зачастую впадают в психологические изыски — «синдром братьев Стругацких». Обязательные душевные муки, мучительный поиск сложных ответов на простые вопросы. И в этом наши фантасты проигрывают таким авторам, как Э.Гамильтон или А.Нортон. Отсутствует умение несколькими штрихами передать цельность натуры главного героя, объяснить его нравственный выбор. И вести его потом к заветной цели.

ТЕПЕРЬ ОБ УПРЕКАХ, что предвидения фантастов не сбылись. Увы, во многом это так, но вина в том не писателей, а политиков.

На что опирались прогнозы фантастов 1950-х — начала 1960-х гг.? Они исходили из того, что общемировой прогресс, подъем научного, технического, интеллектуального уровня всех, без исключения, народов Земли, подъем уровня жизни опять-таки всех землян объективно заставят человечество искать новые источники энергии, сырьевые ресурсы, новые сферы приложения знаний и опыта.

Но этого не произошло. Глобализа-торы из стран «золотого миллиарда» провели весьма успешную операцию по переведению стрелок. Основные ресурсы были брошены в информационные технологии. Отсталость большей части мира была искусственно законсервирована. Дабы обеспечить перекачку ресурсов за бесце

нок в так называемые «цивилизованные» страны.

Тем не менее сегодня мы наблюдаем нарождение новых тенденций Политика глобализации начинает буксовать. Более того, эта политика порождает все нарастающее сопротивление, которое чем далее, тем все более будет принимать радикальные формы. И бомбовыми ударами это сопротивление сломить не удастся. Поскольку сопротивляться будут народы, а не правительства.

И вот тогда объективно возникнет потребность во внеземной экспансии человечества. И первым форпостом станет Луна. И не только из-за близости к нашей планете. Тяготение в шесть раз ниже, чем на Земле. Отсутствие атмосферы. Это же идеальная стартовая площадка для кораблей с ядерной энергоустановкой! С околоземной орбиты подобный старт сопряжен с серьезными трудностями — из-за возможных экологических последствий для земной атмосферы. На Луне же условия идеальные. В том числе и для создания монтажно-испытательных комплексов. Собирать корабли в условиях слабого притяжения нашего естественного спутника куда как удобнее, чем в невесомости. Кроме того, легко решить энергетические проблемы: ядерная энерготеп-лостанция плюс поля солнечных батарей и мощные аккумуляторы.

Связь с Луной при наличии систем «Спейс Шаттл» и «Энергия» будет осуществляться гораздо проще, чем тридцать лет назад. Ведь сегодня комплексы для полета с Земли на Луну можно легко собирать на земной орбите, путем последовательной состыковки в единое целое нескольких модулей, выводимых на орбиту один за другим.

Недавно прошла информация о создании промышленной технологии выплавки новой стали с повышенными (примерно в 2,9 раза по сравнению с существующими металлами) прочностными характеристиками. Это открывает пути для создания носите-J лей, способных забрасывать на орби-р ты полезные грузы массой 250 — 500 ^ и более тонн. То есть создание орби-н тальных космических комплексов § массой в 800 — 1200 т переходит уже S в практическую плоскость. 3 Необходим только толчок. Который покажет «золотому миллиарду», что g им за своими «Трайдентами» и высо-§ коточным оружием не отсидеться. И О без перенацеливания финансов с (бесконечной модернизации автомобилей, персональных компьютеров, телевизоров и холодильников, с бездумной гонки потребления, с бездушного совершенствования средств уничтожения — без перенацеливания денежных и других средств на нужды космической экспансии человечество будет обречено. Только ресурсы планет Солнечной системы дадут людям возможность сохранить свою цивилизацию. И тогда предвидения фантастов о космической экспансии полностью оправдаются. ■

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6 ' 2 0 0 1

Если XX век можно называть индуст- го риальным, то в XXI столетии намечается всеобщий переход к информационным технологиям. В частности, ^ считается, что большую часть удовлетворения материальных потребное- ао тей человека возьмут на себя нано-комплексы, собирающие любые изделия из отдельных атомов и молекул Уже успешно разрабатываются ^ методы создания нанотрубок, нано-мускулов, наношестерен, наномото-ров... Но что конкретно будут произ- ° водить такие нанокомплексы? Те же товары, что и нынешняя индустрия, — =с телевизоры, холодильники, компьютеры — только более совершенные и го меньших размеров?

На мой взгляд, здесь действует инерция мышления. Ведь, скажем, современный автомобиль вовсе не похож на телегу с лошадью, он только выполняет их функции. Тем не менее между мастерской по изготовлению -ч телег и автозаводом гораздо больше общего, чем будет между производ- ^ ствами индустриальной и информационной эпох. Ведь цель информационной цивилизации должна заключаться не в более эффективном обеспечении людей традиционными материальными благами с помощью информационных технологий, а в чем-то совершенно ином.

А именно, если прежде основная задача производства заключалась в создании устройств, обладающих ограниченным числом определенных функций, то в ближайшем будущем речь пойдет прежде всего о создании определенных наборов функций, причем их материальные носители могут коренным образом отличаться от устройств, выполняющих аналогичные функции сегодня: в новой цивилизации грань между материальным и нематериальным станет постепенно стираться.

Подобные тенденции наблюдаются уже сейчас. Так, дешевые электронные часы стоят подчас меньше, чем такой же по размерам пластмассовый брелок в форме часов. То есть явно выгодно, чтобы товар был минимально материален, но максимально функционален. А чем менее материален товар, тем он более приспособлен к утилизации, модернизации индивидуализации. В конце концов, речь может пойти и о создании виртуально-материальных функциональных аналогов современных товаров. В этом и заключаются задачи нанотехнологии — технологии XXI века ■

Юрий ПШЕННИК, Минск