Техника - молодёжи 2001-09, страница 62

Техника - молодёжи 2001-09, страница 62

13 июля 1941 г. Воскресенье. Четвертое воскресенье войны... Хроника: «Войска 21-й А Зап.фр. с участка Рогачев, Жлобин начали наступление в направлении на г.Бобруйск».

Главный удар наносил 64-й стрелковый корпус, которым командовал генерал-лейтенант Л.Г. Петровский. Танкам ударной группы удалось скрыто форсировать Днепр. Они были оснащены понтонными средствами, разработанными изобретателями с Украины. За неделю до операции Леонид Григорьевич лично ознакомился с плавучим средством (а.с. СССР № 906786, 1982 г.). Докладывал первый автор И.Л. Варшавский, ему ассистировал В.А. Рябокобыла, последний по списку. Всего изобретателей четверо, кроме указанных, еще — Дыбский В.П. и Макси-менко А.И. Все — из Института проблем машиностроения АН УССР.

«Начинайте, товарищ Варшавский». — «При форсировании глубоководных речных преград, каковой является Днепр, высота воздухозаборной трубы недостаточна для продвижения танка по дну реки. Мы предлагаем оснастить танк двумя понтонами 1, — показывает указкой на схему (рис. 3), — и соединить их шлангами 2 с устройством 3 наполнения газом. Им может служить как сам двигатель с переключателем выхлопных газов, так и отдельный газогенератор, похожий на толовую шашку (патент РФ № 2035217, 1995 г.)».

«А это что за тарелка 4 над башней танка?» — показывает на каплевидную чашу начальник инженерной службы корпуса подполковник И.А. Москвин. Ему предстоит заниматься оснащением техники плавучими средствами. «Это компенсирующий груз», — опережает Варшавского В.А. Рябокобыла. Пока он объясняет назначение груза, напомним, что газогенератор нейтральных газов для тушения горящего на пароме танка Т-34 успешно использовали солдаты 9-го стрелкового корпуса генерала И.П. Рослого, форсировавшие Шпрее в центре Берлина 23 апреля 1945 г. («Патенты», «ТМ» № 5 за 2000 г.). Саперов интересует форма понтонов, загнутые внутрь их концевые секции 5. — «Они служат для компенсации дифферента транспорта на нос или корму».

Комкору понятны преимущества плавсредства: преодоление больших глубин; скрытость форсирования под водой; использование собственной плавучести техники, что уменьшает размеры понтонов. Но он думает о ведении боя сразу же после форсирования: «Как быстро может танк освободиться от плавсредства?» — «Нами продумано два варианта, — отвечает Рябокобыла. — Первый — когда обстановка требует решительной атаки, танк продолжает движение в полной амуниции, ведя огонь по противнику. Второй — если переправа осталась незамеченной, то устройство снимается силами экипажа за 15 мин, а с помощью саперов — за 10. В обоих случаях демонтаж начинается на ходу. После уверенного касания гусеницами грунта механик открывает кран выпуска газов, и через три минуты можно начинать укладку понтонов».

Участники совещания — танкисты, саперы и изобретатели выходят из блиндажа в лес, чтобы посмотреть на опытный образец устройства. Танк в пятнистой маскировочной окраске, с притороченными к бортам оболочками понтонов, стоит среди сосен. При снятой воздухозаборной трубе устройство в

походном положении не выходит за габариты машины. «Рябоконь хорош. И вовсе не похож на весеннюю лягушку с резонаторами, которую мы видели на схеме» (рис. 3), — шутит комкор. Все улыбаются, шутка разряжает напряженную атмосферу.

Поскольку Днепр на участке корпуса в руках немцев, решили испытать плавсредство в ближайшем водоеме. Лесное озеро глубиной около 2 м не позволяло полностью погрузить машину, и испытания проводили только на плавучесть. Сначала наполнили понтоны выхлопными газами дизеля танка, затем, опорожнив, — от газогенератора. Время наполнения от генератора оказалось на минуту меньше. Далее отрабатывалась система уравновешивания. Танк оседал на корму — в ней находятся самые тяжелые узлы машины: дизель, трансмиссия, система питания. Для устранения дифферента подкачали кормовые секции 5 понтонов и стравили носовые. Крен на левый борт устранили подкачкой левого понтона и разрядкой правого.

Система всем понравилась Решили ее несколько упростить, избавиться от компенсирующего груза 4 — недостает средств в это трудное время. Разработали инструкцию по наполнению понтонов: сначала от газогенератора (быстрота), затем выхлопными газами от дизеля для регулировки горизонта и плавучести. Допустимый дифферент на корму — до 15° — удобнее движение на плаву и гусеницы надежнее касаются дна; на борт — до 10°... До наступления удалось оснастить плавсредствами танковую роту (11 танков Т-34).

Ранним утром 13 июля 1941 г. части 21-й армии (командующий генерал-полковник Ф.И. Кузнецов) начали форсирование Днепра. Первыми по плану операции скрытно двинулись танки. Еще заблаговременно, ночью, через Днепр переправились на подручных средствах саперы и красноармейцы штурмовой группы. В их задачу входило встретить танки, демонтировать понтоны, а штурмовой группе — разместиться на танках и после артподготовки пойти в наступление по тылам и коммуникациям 24-го механизированного корпуса противника.

Рекогносцировка показала, что правый (западный) берег Днепра, занятый немцами, имеет переменный рельеф. Для лучшего выхода на него танков выбран стык возвышения и луга. На нашей стороне в песчаном обрыве проделали проходы. По ним сейчас спускаются в воду надувные чудовища. 4 ч утра. На переправу танков и демонтаж плавсредств отпущено 40 мин: хотя Днепр в эту жаркую июльскую пору и неширок — 400 — 500 м, но скорость машин на воде от гусеничных движителей мала — 2 км/ч. Необходимо учесть и снос машин течением реки. Учли. Получается водный путь 800 м.

Первый танк уже плывет в 15 м от берега. Белые клочья стелящегося над водой тумана маскируют выступающие детали понтонов, лишь воздухозаборная труба торчит, как перископ подводной лодки, но и она скоро исчезает в предрассветной мгле. Все тихо. «Пошел второй!» — командует начальник переправы, командир 232-й стрелковой дивизии полковник А.И. Буянов За переправой наблюдают в бинокли комкор Л.Г. Петровский, члены штаба, изобретатели. Второй танк ныряет в воду и, гоня броней и понтонами волну, постепенно погружается. По дифференту на корму и крену на левый борт становится ясно, что он плывет Вот он уже весь почти под водой. Только дульный участок пушки да труба чертят волновые дорожки, а за кормой всплывают пузыри выхлопных газов дизеля. «Ну что, поплыли твои «рябоко-ни», товарищ Рябокобыла! — шутит Петровский. — Ни пуха, ни пера им, амфибиям!» — «Лучше бы крен иметь на правый борт, товарищ генерал-лейтенант, — высказывает недовольство Варшавский и поясняет: — Тогда бы меньше сносило течением». — «Лейтенант! — немедленно отдает распоряжение радисту Петровский, — передайте Буянову: крен взять на правый борт!»

Семь танков уже плывут, держа дистанцию 50 — 60 м. В бинокль видна диагональная трасса на темной воде с точками-палками, от которых расходятся волны; клубятся выхлопы дизелей, прикрываемые молочными клочьями уже поднимающегося над водой

t 4 t

Ш^г

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 9 20 0 1