Техника - молодёжи 2001-09, страница 63

Техника - молодёжи 2001-09, страница 63

тумана. Немцы не стреляют. Розовеет восток. Или это зарево наших дальних пожарищ? Командующий смотрит на часы. 4 ч 20 мин. Пора бы первому танку коснуться дна. Так оно и есть Машина, задрав ствол, взбирается на берег, выливая потоки воды, и уходит вправо и вперед, освобождая выход второму танку. Ее встречают саперы и приступают к съему уже спущенных понтонов. «С при-бытьицем, товарищ капитан! — приветствует командира танка, открывшего люк, лейтенант инженерных войск. — Как плылось?» — «Плылось, как вам спалось! — отвечает саперу танкист. — Давай, снимай брезентовый костюм. Поспешать надо, славяне!»

4 ч 35 мин. Пять минут до начала артподготовки. Все танки уже на том берегу. С двух последних снимают понтоны. Машины выстраиваются в боевой порядок двумя рядами: пять машин в первом и шесть во втором. Десант занимает удобные места за башнями. Ровным пламенем разгорается восток, обещая жаркий день. «Огонь!» Дрогнула земля. С того, нашего, берега на немецкие позиции обрушился огневой шквал. Ровно в 5 ч артогонь прекратился. Танковый десант пошел вперед, дивизии начали переправу на подручных средствах. Через 5 мин взошло солнце и осветило путь нашим войскам. Противник настолько не ожидал удара с этого направления, что вначале почти не оказывал организованного сопротивления. Развивая успех, части корпуса вышли к окраинам Ро-гачева и Жлобина, а основные силы 21-й армии продвинулись к вечеру того же дня на 8 — 10 км.

В тот же самый день на центральном участке Западного фронта немецкие танки 2-й тгр Гудериана заняли Оршу и двинулись по Минскому шоссе в сторону Смоленска. 73-я стрелковая дивизия полковника А.И. Акимова и 1-я мотострелковая дивизия полковника Я.Г. Крейзера, отличившаяся в сражениях за Борисов, оказались в окружении. Фронт без флангов, напоминающий прорывами и выступами гигантские зубья земного колеса (рис. 1), проворачивал в жестоком зацеплении армии, танковые группы и корпуса.

14 июля. Понедельник. Командный пункт Западного фронта в Гнездилове. Командующий С. К. Тимошенко: «Докладывайте главное, Герман Капитонович». Начальник штаба Г.К. Малинин: «Вражеские танки вышли на Шклов. Плохо севернее Смоленска. Конев доложил, что оставлен Демидов. Противник забил в группировку наших войск танковые клинья с обеих сторон». — «Вызовите Лукина (командующий 16-й армией). Подготовьте приказ на объединение всех сил в его руках».

Ознакомившись с приказом, М.Ф. Лукин некоторое время молчал Молчал и Семен Константинович. «Я понимаю, Михаил Федорович, — наконец заговорил маршал, — с какими трудностями вы встретитесь. Но верю в вашу волю, в ваши организаторские способности. Вы же не хуже меня представляете обстановку. Фактически 16-я армия и отходящая к Смоленску 20-я в клещах. И они будут сжиматься. Не теряйте самообладания. Держите Смоленск!»

47-й моторизованный корпус 2 тгр. Гудериана прорвался от Шклова на Красный, имея конечной целью выйти стремительным броском к Смоленску (рис. 1). В районе села Красный преградили путь захватчикам 57-я танковая дивизия 20-й армии и отряд под

полковника П.И. Буняшина, сформированный за несколько дней из стрелкового батальона, двух саперных рот, дивизиона 76-мм пушек и дивизиона 122-мм гаубиц. В задачу саперов входило минирование дорог и мостов, установка заграждений. При саперных ротах находятся изобретатели фортификационных сооружений. С двумя из них, А.А. Месяцем и П.Я. Малевичем, читатели уже знакомы по спиральному блиндажу (рис. 2). Еще двое, В.И. Ларионов и А.И. Гусев, присоединились к ним для монтажа своего секретного противопехотного заграждения (а.с. СССР № 1385749, опубликованно в 1999 г.). Заграждение — колючая лента S-об-разной формы 1 уложено на кузове грузовика (рис. 4).

На большаке у Красного показались немецкие мотоциклисты. Три мотоцикла с ручными пулеметами на колясках катят с небольшой скоростью. Это разведка. В полукилометре за ними следует основной отряд мотоциклистов.

«Разведку пропустить и бесшумно убрать! — приказывает П.И. Буняшин. — Сразу же ставьте за поворотом проволочное заграждение». Бесшумно убрать! Это не часовой, который ходит взад-вперед у своего объекта. Это вооруженные до зубов профессионалы, мчащиеся на мотоциклах. Стрельба недопустима — услышит противник. В роте саперов имеется отряд диверсантов. Это физически крепкие и тренированные люди. Среди них есть и изобретатель С.С. Сагаков, заядлый рыбак, неистощимый на выдумки. Сейчас он раздает стрелкам свои «водяные» патроны (патент РФ № 2163709,1999 г.). Патроны как патроны — кто знает, что в их гильзы 1 налита вода 2, а в середине расположены термитные ампулы 3 (рис. 5)? После удара бойка по капсюлю 4 термитная смесь вспыхивает и мгновенно сгорает внутри ампулы, не разрушая ее. Мощный тепловой импульс в доли секунды превращает воду в пар, и тот разгоняет пулю почти без звука.

Едущие на мотоциклах немцы с удивлением замечают, что первый водитель вильнул рулем и завалился на бок. Оба его попутчика тоже свалились и лежат без движения. Только вращается колесо задравшейся вверх коляски. Подъезжающие мотоциклисты хотят разобраться, в чем дело, но всех их бесшумно настигают пули изобретательного рыбака. Тотчас же из подлеска выезжает грузовик и с помощью саперов начинает тянуть колючую сеть поперек дороги. Солдаты удерживают колючие витки за ручки 2 и пришивают к земле штырями 3 (рис. 4). Едва

успели отогнать полуторку, как из-за поворота выскочила голова колонны и сходу врезалась в заграждение. Еще несколько мотоциклов влетело в кучу, пока группа не остановилась и не открыла беспорядочную стрельбу. Итог внезапной схватки: полностью уничтожены две мотоциклетные роты и захвачены богатые трофеи — около ста мотоциклов.

В этот день на станции Орша скопилось много немецких эшелонов с войсками, техникой, боеприпасами, горючим. Маршал Тимошенко отдал приказ нанести удар по станции первой экспериментальной батарее полевой реактивной артиллерии. Это было строго секретное оружие. Оно находилось под охраной специального подразделения, перевозилось лишь в чехлах. Использовать в бою ракетные установки разрешалось с чрезмерными предосторожностями. Только командующий армией и член Военного совета имели право видеть новое оружие, даже командующий артиллерией не допускался к нему.

Первая отдельная экспериментальная батарея была сформирована в течение четырех суток, с 28 июня по 1 июля 1941 г. Пусковые установки только что прошли полигонные испытания и сразу же после устранения недостатков были переданы Красной Армии. Советское командование приняло решение не дожидаться изготовления серийных установок, а сформировать из опытных образцов отдельную батарею и направить ее на фронт. Там, используя опытную партию реактивных снарядов РС-132 (калибр 132 мм), всесторонне проверить качество и боевую эффективность установок, а также выработать наставление и тактику по боевому применению этого нового реактивного оружия.

Батарея включала 7 боевых машин, 50 грузовиков со снарядами и еще 100 машин в обозе. Командиром был назначен капитан И.А. Флеров. Для обучения личного состава стрельбе на фронт были командированы

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 9 2 00 1

60