Техника - молодёжи 2001-11, страница 55оскорбляли, толкали, били, порой поджигали им одежду и волосы. Или — щекотали в особо чувствительных местах, что вызывало у жертвы истерический смех, а при длительном воздействии могло привести к спазмам дыхательных мышц и как следствие к удушью. 18. ФЛЕЙТА-ШУМЕЛКА (ДУДКА КРИКУНА). Применялась для наказания спорщиков, сквернословов и других нарушителей общественного порядка. Железный обруч застегивали на шее правонарушителя, а его пальцы зажимали в фигурных тисках. Со стороны — ни дать ни взять прохожий играет на духовом инструменте, отсюда и название. Что интересно, использовалась флейта-шумелка и для того, чтобы наказать плохих музыкантов, не потрафивших знатным слушателям. В настоящее время не применяется, так что попса, ублажающая новых хозяев жизни, может спать спокойно... 19. МАСКА ПОЗОРА. К ношению железной личины, делавшей человека всеобщим посмешищем, приговаривали грубиянов и скандалистов, мошенников и неверных жен. Маски бывали самые разные. Например, мужчину, уличенного в пьянстве, вынуждали носить на людях маску свиньи, любопытную женщину — личину с длинным носом, скандалистку — маску с длинным языком. Крепилась маска позора на шее с помощью железного ошейника, запираемого на замок. Есть сведения, что в Ланкашире (Англия) еще в 1856 г. нарушительницы общественного порядка приговаривались на известный срок к ношению позорной маски. 20. ПОЯС ЦЕЛОМУДРИЯ... ДЛЯ МУЖЧИН. Лишь с очень большой натяжкой можно отнести его к орудиям пыток — разве что в том смысле, что ношение таких «доспехов» было сопряжено с немалым дискомфортом. Широко известны (и на выставке были представлены) женские пояса целомудрия (называемые также поясами верности). Наряду с традиционной трактовкой их использования, существует версия, что основным назначением этих устройств была защита женщин от изнасилования — во время их путешествия или при постое солдат в их домах. Но для чего аналогичная сбруя мужчинам? В печати высказывалось мнение, что такими поясами в пылкую эпоху Ренессанса обуздывали особо ретивых подростков — дабы раньше времени не подорвали свое здоровье. В отношении же данного экспоната одно питерское издание скептически заметило, что это, скорее всего, современный артефакт. На туже мысль наводит и промелькнувшее в печати сообщение, что римский скульптор Анжело Камерино, потрясенный членовредительством в семье Боббитов (помните нашумевший случай, когда жена отрезала мужу детородный орган?), изобрел «мужской пояс верности». Название тут лишь дань традиции — на самом деле это своего рода бронежилет для члена. в Испании дырявила шеи смертников еще четверть века назад, а модифицированный пресс для черепа исправно служит латиноамериканской Фемиде по сей день; так что определение «средневековые» в названии выставки — не столько указатель конкретной эпохи, сколько оценочный эпитет). В бывших камерах-одиночках, где еще век назад томились политические заключенные, были размещены шесть десятков новоделов, исполненных весьма правдоподобно грубо тесаные столбы, колоды и доски; металл ручной ковки; дерево побито, потерто, в трещинах; железо погнулось, потемнело, покрылось ржавчиной... Экспонаты обрамлялись историческими комментариями и репродукциями старинных изображений, которые весьма доходчиво иллюстрировали применение этих орудий: от железных масок позора — до «железной девы» смерти Наиболее примечательные изделия представлены здесь. Чрезмерно впечатлительных прошу ограничиться просмотром снимков — без чтения пояснительных подписей. Впрочем, поведение многих посетителей выставки, оживленно переходивших из камеры в камеру, от дыбы к жаровне, от «аиста» к испанскому сапогу, убеждало: в подобных экспонатах современные люди в большинстве своем усматривают очередную экзотику, реквизит некоего действа, столь же далекого от реальности, как голливудские фильмы ужасов. Вот вам живая картинка с выставки, этакий нечаянный перформанс в духе отечественного абсурдизма. Девчушка-школьница перед объективом папиной «мыльницы» деловито позировала рядом (только что не в обнимку)... с деревянным колом! На такие спицы валашский господарь Влад Цепеш, он же Дракула, нанизывал неприятелей турок и собственных подданных (Цепеш и означает Сажатель-на-кол); на таких шестах отдавали Богу душу русские бунтовщики и «воровские изменни ки». Кол — чем не достопримечательность91 И не только самоуверенной пигалице, но и неглупому на вид отцу ее не пришло в голову, насколько нелеп и дик подобный снимок «на память». Ну да ладно, чем бы дитя не тешилось, лишь бы в «Нюрнбергскую деву» не забралось. А то ведь мы хоть, может, и ленивы, но нелюбопытны едва ли. Питерская печать сообщала, что на открытии выставки одна мазохистка (иначе не назовешь) пыталась испробовать объятия шипастой «девы» на себе. Успели оттащить На этой оптимистической ноте и закончу. ■ Фото автора ТЕХНИКА-МО Л ОДЕЖИ 1 1 2 0 0 1 |