Техника - молодёжи 2001-11, страница 57

Техника - молодёжи 2001-11, страница 57

КАМЕНЬ

предметами! Он также упоминает свидетельство Плутарха о божественных валунах реки Эврет (возле города Лаке-демона на юге Пелопонеса), якобы поднимавшихся на поверхность со дна реки по звуку трубы...

ИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК,

мыслитель и мистик Николай Константинович Рерих так описывает содержание индийских легенд о «божественных» камнях («Избранное». М., 1979): «Много внимания уделялось чудесному камню, упавшему с далекой звезды, который появляется в разных странах перед большими событиями. Великий Тимур, говорится, владел этим камнем. Камень обычно приносится совершен-

так сказать, камнями-абонентами, распределенными кем-то по поверхности земного шара...

Дополнительные сведения о верованиях части народов горных районов Восточной Индии приводятся в работе С.А. Маретиной «О культуре камней у нага» опубликованной в сборнике «Религии и мифологии народов Восточной и Южной Индии» (М., Наука, 1970).

«Для религиозных представлений большей части горных народов Восточной Индии характерно оживотворение и наделение сверхъестественной силой окружающих предметов и явлений. От отношения этих сил, как активных (ураган, Солнце, землетрясение), так и пассивных (камни, деревья), зависит жизнь человека и благополучие. Видное место в этих представлениях занимает почитание камней. Уходящий в далекое прошлое, культ камней и в наши дни сохраняет свое значение у многих племен и народностей Ассама и Нагаленда — са-

но неожиданными людьми. Так же неожиданным путем в должное .время камень исчезает, чтобы опять появиться в другой стране. Главная часть этого камня находится в Шамбале. Лишь небольшой кусок его блуждает по земле, сохраняя магическую связь с главным камнем». А в другом сочинении («Держава света. Священный дозор», Рига, 1992) Рерих пишет: «Ваш друг, слушая эту легенду, шепчет вам: камень этот черен, необуздан и пахуч и зовется Началом мира. И он шевелится, как одухотворенный... когда камень горяч, когда камень дрожит, когда камень изменяет цвет, — этими явлениями камень предсказывает владельцу будущее и дает ему возможность знать врагов и опасности или счастливые события».

В некоторых рассказах такого рода свойства «Черного камня» расширяются чуть ли не до возможности двухсторонней видеотелефонной связи (!) между центральным камнем, расположенным в Гималаях, в таинственной Шамбале, и,

мых восточных штатов Индийской республики. Мы остановимся на культе камней у нага — многочисленной (насчитывающей свыше 300 тыс. человек) группы племен и народностей населяющих горы Нагаленда и некоторые сопредельные районы Ассама...

Избранным камням нага приписывают сверхъестественные силы, которые могут влиять на судьбы людей, отсюда вытекает необходимость их почитания и умилостивления. Магическая первооснова древнего по своему происхождению церемониала поклонения камням теперь нередко оказывается забытой. За уже привычными актами, за многими внешними, чисто обрядовыми деталями иногда теряется магический смысл происходящего, доступный только жрецам и узкому кругу посвященных...

Интересно, что в отдельных случаях эти камни-талисманы наделяются некоторыми чертами и особенностями, свойственными людям: так, считают, что они способны выделять пот (если их поте

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 11 2001

реть, остается влажное пятно), а также производить потомство...

Нередко камням приписывается сверхъестественная способность вызывать различные стихийные бедствия. У ангами в деревне Пхесама в русле реки расположен камень, носящий имя Ньиеле (нага давали некоторым камням собственные имена. — Ю.Р.). Огромный, белый, он как бы излучает сияние. Нага верят, что этот камень способен вызывать бурю. Они рассказывают, что однажды жители деревни, которые ловили в реке рыбу, выкатили мешавший им монолит на берег. Немедленно поднялась неистовая буря, которая прекратилась лишь тогда, когда камень был возвращен на место...»

В работе Маретиной приводятся и вовсе фантастические рассказы нага о битвах камней или о том, что камень по имени Напа сам перебрался из русла Доянга к месту нынешнего пребывания. Вспоминаете «Синий камень»? Кстати, в последние годы не раз сообщалось о явно самопроизвольном перемещении каменных глыб в Пустыне Дьявола (Калифорния), оставлявших на песке глубокие борозды...

А НТО ЗА «БЛАЗНИТЕЛЬНЫЙ КАМЕНЬ» был утоплен в Белоозере? Его появление явно поразило местных жителей. Так, в «Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России» (СПб, 1890) приведено письмо священника селения Новые Ерги (Юр-ги), расположенного примерно в 400 км от Белозерска, к властям Кирилло-Бе-лозерского монастыря о явлении, наблюдавшемся 29 ноября 1663 г. Ранее это письмо с некоторыми сокращениями и дополнениями было опубликовано в статье «Летописец Русский», помещенной в «Ярославских губернских ведомостях» (№ 27, 1850).

Текст письма гласит: «Государю архимандриту Никите, Государю старцу Матфею Государю келарю старцу Павлу Кириллова монастыря, ваш, государи, нищий богомолец села Новые Юрги бого-явленский поп Иванище челом бьет. В нынешнем, государи, во 171 году (то есть чуть ранее, чем за 10 лет до расправы с «блазнительным камнем». — Ю.Р.) ноября в 29 день в субботу, по захождении солнца у нас в селе, на Новой Юрге многие люди видели на небесах знамение страшно: только лишь солнце зашло и от того места солнечного заката яко звезда пресветлая долга вышла и побе-же по небу скоростью яко бы молния, и разступися небо и стояло яко полчаса; и тамо свет виден бысть и в свете стоя яко человек огнен, глава и очи и руце и перси и нозе растяжены. Воздуху тогда же небесному чисту и мразу велику сущу. И потом небо затворися и огнь той на малые части разступися, и падоша от небесе на землю по многим местам на путех и на храминах аки кужги велики горя-щия. И люди от того огня бегали, а той огнь за ними катался аки клуб и никого не жегл. И потом той огнь нача поднима-тися к небеси, и бысть на небеси аки дым, и потом шум аки гром или яко глагол великий страшен, и от того земля