Техника - молодёжи 2002-01, страница 21

Техника - молодёжи 2002-01, страница 21

СПАСУТ ЛИ НАС «МАРСИАНСКИЕ ЯБЛОНИ»? Изменение орбиты небесного тела (или его разрушение) — а речь идет именно об этом — поначалу отпугивает. И приходит на ум решение, уже неоднократно описанное как учеными, так и фантастами — создавать базы на других планетах, например, Марсе.

Сильная сторона подобного подхода состоит в том, что идея марсианской экспедиции все еще будоражит умы, ее проекты до сих пор прорабатываются и в США, и у нас. В настоящий момент нет никаких принципиально непреодолимых технических препятствий для ее реализации. И сегодня как один из аргументов в ее пользу звучит довод о необходимости иметь инопланетный форпост земной цивилизации на случай каких-либо неприятностей, грозящих Земле.

Но не забудем и о слабых сторонах такого подхода. Прежде всего — сроки. Дело даже не в том, что первая реальная предполагавшаяся дата такой экспедиции прошла 20 лет назад и сегодня ее успех никто не решится гарантировать, причем по причинам далеко не техническим.

Ведь говорить об инопланетном форпосте можно только при наличии не просто базы, которая остается во многом зависимой от Земли, а КОЛОНИИ. Полностью автономной, обеспечивающей себя за счет местных сырьевых и энергетических ресурсов. Представляете, сколько кораблей и экспедиций нужно будет на первом этапе отправить с Земли на другую планету уже только для того, чтобы завезти туда все необходимое для строительства первой очереди сооружений? И сколько для этого потребуется времени? В отличие от длительных космических полетов, опыта создания и эксплуатации инопланетных баз у человечества нет! То есть нас ждут новые проблемы, поиски и, возможно, аварии и потери.

Таким образом, срок создания полностью автономной планетной базы-колонии, способной стать новым очагом человеческой цивилизации, отодвигается, в лучшем случае, к середине нынешнего столетия, в худшем — к его концу и далее. Конечно, частично автономные пионерные поселения на одной из ближних планет могут быть созданы и ранее Но в случае катастрофы с Землей их персонал ждет неминуемая гибель. Кроме того, даже успешное решение всех технических проблем колонии еще не означает того, что она сможет стать колыбелью новой цивилизации. Ведь люди там будут жить в условиях, резко отличающихся от земных. Может ли кто-нибудь гарантировать, что колонисты не встретятся на чужой планете с неизвестной доселе заразой? Знает ли кто-нибудь, какие органические и функциональные изменения в организме человека (не говоря уже о генах и психике) вызовут инопланетные условия?

И наконец, вопрос социальный, в настоящее время мало и неохотно поднимаемый, но оттого не теряющий своей остроты. Какова должна быть минимальная численность населения колонии, при которой она, находясь в отрыве от Земли (тем более, в случае гибели последней), будет РАЗВИВАТЬСЯ, а не ДЕГРАДИРОВАТЬ? И только ли число колонистов определяет судьбу поселения на такой развилке? Впрочем, об этом чуть ниже.

К сожалению, судьба марсианского проекта зависит еще и от того, кто и как начнет его осуществлять. Наибольший опыт длительных космических полетов и эксплуатации обитаемых кораблей был наработан в нашей стране

но наибольшими технологическими и финансовыми возможностями на данный момент обладают США. Очевидно, что максимальные шансы на успех имел бы международный проект. Но в подобной кооперации, в условиях все того же пресловутого рынка, тон будет задавать тот, кто контролирует большую часть вложенных в программу средств. Сегодня эта кандидатура безальтернативна. И что будет, если в конечном итоге Америка получит фактически монопольные возможности управлять марсианскими экспедициями и распоряжаться их результатами? А в свете возможной космической опасности для земной цивилизации дать лучший козырь в руки сторонников теории выживания «золотого миллиарда» пожалуй, невозможно. Равно, как и предоставить лучший повод для некоторых стран, население которых в означенный миллиард явно не вписывается, в отчаянии спровоцировать Армагеддон рукотворный — уж ЭТУ технологию человечество отработало детально.

Лететь на Марс, конечно, надо. И строить там базы, вести научные исследования, создавать промышленность и энергетику, обживать. . Но из-за того, что Красная планета значительно удалена от нас, жизнь человека в ее естественных условиях невозможна, организация пилотируемых экспедиций и строительство обитаемых планетных баз технически сложны, биологические, психологические, социальные проблемы неизбежны, а также в силу ряда других факторов создать в ближайшее время автономную самообеспечивающуюся и саморазвивающуюся колонию на Марсе не удастся. Следовательно, еще не скоро наступит и реальная возможность спастись на этой планете в критической ситуации. Угроза же может возникнуть в любой момент. Поэтому искать нужно такие пути защиты, которые могут быть реализованы как можно быстрее.

Тоже самое, с некоторыми оговорками, относится и к возможному лунному убежищу. Да, построить его будет проще, дешевле и быстрее, поскольку Луна значительно ближе Марса. Да, лунный «ковчег» не обязан быть неограниченно автономным: даже из модели «ядерной зимы» следует, что через 100 — 200 лет после катастрофы наша планета снова станет относительно пригодной для жизни. Обеспечить такой срок автономности, создав на Луне запасы всего того, что на данном этапе не может быть получено в ее условиях, вполне реально уже сейчас. Но малое удаление от эпицентра катаклизма снижает до нуля вероятность уцелеть в лунном убежище, даже если оно будет сооружено не на поверхности, а в глубине нашего естественного спутника...

ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН! При огромных различиях в том, как это будет выглядеть, и в том, как будет технически реализовано, все варианты «баз спасения» — планетарные, орбитальные, подземные и ЛЮБЫЕ другие — обладают одним общим свойством. Все они дают возможность выжить лишь сотням, в лучшем случае, тысячам избранных. Остальные миллиарды людей обрекаются на гибель

Сегодня при обсуждении данного вопроса часто вспоминают ветхозаветный Ноев ковчег, который, сохранив «каждой твари по паре», спас, по свидетельству Библии, человека и многих животных. Но я не завидую участи тех, кто полагает, что место в марсианском или другом «ковчеге» они себе уже забронировали и потому надеются на собственное спасение.

Мы привыкли воспринимать окружающий нас рукотворный мир как некую данность. При этом забываем, что данность эта создана трудом и неимоверными жертвами многих и многих поколений людей. А более или менее сносные условия для жизни (пусть до сих пор безмерно далекие от желаемых) цивилизация получила лишь в последние 100 — 150 лет, благодаря техническим достижениям. Сегодня, нажав выключатель настольной лампы, повернув вентиль газовой плиты, открыв водопроводный кран или включив телевизор мы не задумываемся о том, что за доставленным нам комфортом стоит работа целых отраслей промышленности, творческий труд миллионов занятых в них людей. И уж тем более не вспоминаем как долог был путь к обретению этих удобств — путь проб и ошибок, поисков и открытий, неудач и побед.

Даже в средние века, с их преимущественно натуральным хозяйством, деревни и города, лишившиеся в результате войны или эпидемии большей части населения, нередко прекращали свое существование: оставшиеся люди, в силу их малочисленности, не могли обеспечить жизнеспособность поселения — и разбредались по другим городам и весям. Без повседневных блап достигаемых всей общиной, с ее устоявшимся распределением обязанностей, немногие выжившие ее члены были вынуждены заниматься добыванием самого необходимого — пищи, топлива и т.п. Ни на что другое у них просто не оставалось времени и сил.

Захватить с собой на Марс, Луну или хотя бы сохранить в подземных убежищах ВЕСЬ запас знаний и умений человечества — задача, решение которой весьма проблематично даже при длительной постепенной организации поселения. Кроме того, нужно еще суметь воспользоваться сохраненным и передать эти знания и навыки новым поколениям. Вот здесь и понадобятся люди, которые при подобном подходе к «спасению» оказываются обреченными на гибель. (Пример из нашей действительности с наступлением трудных времен учителя и научные работники оказались брошенными на произвол судьбы.)

Поэтому марсианская или лунная колония без связи с метрополией — Землей, скорее всего, будет существовать до первой серьезной аварии, чем бы та ни была вызвана. То же относится и к подземным убежищам.

И на опустошенной планете потомки чудом вернувшихся колонистов или выживших в укрытиях «избранных» поневоле вспомнят о сохе и серпе, а то и о каменном топоре. Вот тогда-то и развернется настоящая борьба за выживание человечества, ибо рядом с оралом НЕИЗБЕЖНО появится меч, ну а каменный топор изначально многофункционален И никакие писаные законы не спасут — жизнь сама приведет уровень общественных отношений в соответствие с уровнем производительных сил.

А оборудованные по последнему слову современной техники укрытия в конечном итоге лишь послужат очередной загадкой для тех землян, которые будут затачивать свои копья на руинах нынешних мегаполисов. Или для звездолетчиков — посланцев иной цивилизации, сумевшей пережить «эру разделенного мира» (термин И.А. Ефремова) и создать у себя единое творческое общество, достойное разумных существ

Так стоит ли вкладывать силы и средства в предприятие со столь трагическим исходом?

Окончание на с. 34.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 ' 2 0 0 2

21