Техника - молодёжи 2002-01, страница 24

Техника - молодёжи 2002-01, страница 24

НОБЕЛЕВСКИЕ ПРЕМИИ

ЮБИЛЕЙНЬЁ ЛАУРЕАТЫ

Из российских ученых первыми лауреатами Нобелевской премии стали И.П. Павлов (1904) и И.И. Мечников (1908). За крупные научные достижения Нобелевской премии удостоены по химии в 1956 г. Н.Н. Семенов; по физике в 1958 — П.А. Черенков, И.М. Франк и И.Е. Тамм; в 1962 — Л.Д. Ландау; в 1964 — Н Г. Басов и A.M. Прохоров. Лауреатом Нобелевской премии по экономическим наукам в 1975 г. стал математик Л.В. Канторович.

США — безоговорочный лидер по Нобелевским премиям. Но вот что характерно: до Второй мировой войны Соединенные Штаты были на третьем месте, после Германии и Англии. Зато во время и особенно после войны, когда начался массовый отток ученых из Европы и Азии за океан, произошел резкий скачок из 186 премий на этот период ученые США получили 156!

Нобелевский комитет при отборе лауреатов выдерживает историческую дистанцию. Награды приходят по истечении такого времени, которое позволяет оценить подлинную значимость открытия. Поэтому в хронике Нобелевских премий нередки случаи, когда их лауреатами становились люди в летах — за те открытия, которые они совершили в молодости. История требовательна, но, в конечном счете, как правило, справедлива- лауреатами самой престижной премии становятся заслуженно. Среднии возраст нобелевских лауреатов — за 39 лет, у медиков — 41. Старейшими считаются американский физик Ван Флек, ставший лауреатом по физике в 88 лет, и его соотечественница цитогенетик Барбара Мак-Клинток, удостоенная Нобелевской премии в области физиологии и медицины в возрасте 81 года. Рекорд молодости принадлежит английскому физику Уильяму Лоренсу Брэггу, ставшему нобелевским лауреатом в 25 лет.

Дольше всех пришлось ожидать награду американцу Фрэнсису Роусу, отмеченному в 1966 г. премией по медицине за открытие 1911 г Почти через полвека, в 1978 г, «нашла» награда и Петра Капицу — за открытия и изобретения в области низких температур. Лауреатом Нобелевской премии по физике в 2000 г. стал наш соотечественник, 70-летний ученый и изобретатель Жорес Алферов. Автор более десятка крупных изобретений, Алферов на свое первое и пионерское изобретение «полупроводниковый лазер с электрической накачкой» получил авторское свидетельство № 181737 еще в 1965 г. Среди других его изобретений: инжекционный лазер (а.с. № 300126); полупроводниковый оптический квантовый генератор (а.с. № 392875); тиристор (а.с. № 455685) полупроводниковый лазер с гетеропереходами (а.с. № 521806); солнечный фотоэлемент (а.с. № 598470).

Жорес Алферов разделил Нобелевскую премию с американцами Джеком Килби и Гербертом Кремером за работы по созданию микросхем на кремниевой основе. С их помощью на свет появились недорогие микропроцессоры и чипы памяти, которые сегодня встроены практически во все электронные устройства Комментируя присуждение премии, Жорес Иванович сказал: «Бесспорно, что эта награда стала международным признанием советской и российской физики». ■

ГОНКА ЗА КОНДЕНСАТОМ. Нобелевская премия по физике присуждена за получение пятого агрегатного состояния вещества, когда отдельные атомы как бы сливаются в единое волнообразное целое, во многих отношениях аналогичное лазерному световому лучу. Субстанция, полученная учеными — конденсат Бозе — Эйнштейна, сама по себе не существует в природе, как существуют, скажем, газ, жидкость, твердое тело или плазма. Однако принципиальную возможность ее существования предсказали еще в 1920-е гг. индийский физик Шатьендранат Бозе и его немец кий коллега Альберт Эйнштейн.

Попытки экспериментально прове рить предсказания теоретиков были предприняты еще в начале 1980-х гг. Первыми получили пятнышко конденсата, состоящее примерно из 2000 переохлажденных атомов рубидия, американские физики Карл Вейман из Колорадского университета и Эрик Корнелл из Национального института стандартов, и случилось это 5 июня 1995 г.

Чтобы получить конденсат, обычные холодильники не годятся. И даже тур-бодетандеры, используемые для сжижения газов, тут не походят. Экспериментаторы улавливали атомы магнитными ловушками, а затем замедляли их движение, заставляя продираться сквозь паутину из множества лазерных лучей. Далее, используя технологию, аналогичную обычному выпариванию, физики избавлялись от самых «горячих» атомов, пока не оставалась кучка окончательно «замерзших», обездвиженных. Обычно исследова тели работали с водородными атомами, относительно маленькими и простыми Но физики колорадской группы обнаружили, что «выпариванию» лучше поддаются более крупные атомы, например рубидиевые. «Надо выбирать самые большие, жирные и пушистые атомы, какие только можно найти, — говорит доктор Вейман. — С ними работать лучше всего».

Доктор Вольганг Кеттерле, немецкий физик, работающий в Массачусетсском технологическом институте в Бос тоне, поначалу расстроился, узнав, что его опередили. Но спустя несколько месяцев, не только воспроизвел ре зультаты своих коллег, но и выполнил ряд новых экспериментов, окончательно доказавших, что конденсат Бозе — Эйнштейна действительно был получен. Кроме того, в 1997 г. Кеттерле удалось построить на основе конденсата атомный лазер, который, по идее, может быть мощнее и экономичнее ныне существующих. Потенциальными практическими следствиями этого открытия могут стать сверхточные атомные часы а также оптические микрочипы, обладающие невиданным ранее быст родеиствием. Но главное — ученым удалось сделать очередной шаг в познании тайн микромира.

«ПЕРЧАТОЧНИКИ» В МИКРОМИРЕ. Нобелевская премия по химии вручена троим ученым — двоим американским и одному японскому — за разработку особого рода реакций, используемых при синтезе лекарств. По четвертушке премии получили доктор Уильям Ноулз, бывший сотрудник (а ныне пенсионер) американской биотехнологической компании «Мансанта», и доктор Рёдзи Ное-ри, директор материаловедческого исследовательского центра Нагойского университета в Японии; оставшуюся половину — доктор Барри Шарплесс, профессор химии в исследовательском институте Сан-Диего, Калифорния.

Совместными усилиями ученые создали катализаторы, способствующие синтезу определенной разновидности молекул. Обычно многие молекулы существуют в природе в виде двух изомеров — правого и левого. Имея совершенно одинаковый химический состав, они отличаются друг от друга, как перчатки с левой и правой рук В органической химии, а тем более в биохимии это порой принципиально важно. Так, например, одна из разновидностей молекул терпенов, содержащихся во многих растениях, пахнет лимоном, а ее зеркальный двойник — апельсинами. (Живая природа вообще царство асимметрии. Самый наглядный пример тому — молекула ДНК Она имеет форму двойной спирали, причем спираль эта у всех без исключения живых организмов, от простейших бактерий до нас с вами, закручена слева направо. Молекулу, закрученную «шиворот-навыворот», можно, конечно, синтезировать в лаборатории. Но биологически она окажется мертвой, поскольку белки, призванные реализовывать заложенную в ДНК наследственную информацию, состоят из аминокислот, которые также существуют лишь в одной, левой, форме.)

Для успешного протекания большинства биохимических процессов необходимо, чтобы вступающие в контакт молекулы, структурно подходили друг к другу. Даже такие простые органические вещества, как, например, сахар или молочная кислота, синтезируются организмом лишь в одном из двух возможных вариантов. Так же обстоит дело и с лекарствами. Скажем, такое широко известное биологически активное вещество, как допа, применяемое для лечения болезни Паркинсона, существуют в двух вариантах. Однако организм пациента способен перерабатывать в столь необходимый ему допамин лишь левую форму этого вещества — так называемую L-допу Правая форма (D-до-па) попросту ядовита

Окончание на с. 57.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 ' 2 0 0 2

24