Техника - молодёжи 2002-02, страница 68

Техника - молодёжи 2002-02, страница 68

делу у своего отца-часовщика, создал часы сложнейшей конструкции — подлинный уникум XVIII в. Они не только служили для точного измерения времени, но и показывали число, месяц, год и положение Солнца и Луны. Такие же планетарные часы делал И.П. Кулибин. Над своими часами Волосков работал 11 лет. К сожалению, они не сохранились до наших дней.

Русских изобретателей очень интересуют ферапонтовы часы, которые на сто лет старше знаменитых механиков и отсчитывают время уже в третьем тысячелетии. Слушаем Ю.П. Платонова: «Циферблата и стрелок в обычном понимании на ферапонтовых часах нет. Их заменяют колокола, часовой механизм связан с небольшой звонницей и стоит на своей деревянной колодке. Ей более трех с половиной сотен лет, но она по-прежнему служит! Вот как делали! Этот механизм, по существу, родил всю механику в России: его изготовление требовало огромных знаний и профессиональных навыков».

На открытии Международного конгресса часовщиков

В зале — заметное оживление. Галилей занимает место председательствующего. За огромным столом президиума рассаживаются Тихо де Браге, Христиан Гюйгенс, Михайло Ломоносов. Пьер Карон (читатель знает его как сочинителя Бомарше), наши бородачи Т.И. Волосков, И.П. Кулибин, Д.И. Менделеев... А это кто? С могучей бородой и гривой? Неужели Карл Ген-рихович? Он самый — Карл Маркс. Оргкомитет пригласил его как великого технолога и экономиста, прекрасного знатока часового производства.

Часы в зале начали бить время.

«Одиннадцать, — говорит Галилео Галилей. — Достопочтенные синьоры и синьориты. Разрешите конгресс меха-ников-кроников «Время. Часы. Веч- торический спи-

подкрутил свой длинный ус, пытаясь придать ему залихватский вид (как у известного сюрреалиста Сальвадора Дали, чья картина с изображением расплывшихся часов «Сохранность памяти», написанная в 1931 г., привезена на конгресс кроников а по сему случаю и сам художник находится в зале), но тяжелый усище не поддался экстравагантной моде и, лишь слегка приподнявшись, придал лицу явно не тихого (напротив, по свидетельству современников, драчуна и забияки) Браге ироничное выражение. «Если бы вы знали, сколько сил потратили средневековые мастера, добиваясь высокой точности часов песочных! Приведу лишь один рецепт XIII в. — способ приготовления сыпучей массы. Песок и мел кипятились сначала в красном вине, затем — в уксусе, и так, ни много ни мало, девять (!) раз. После того смесь просушивалась и считалась готовой к употреблению. Вот и достопочтенный господин Ломоносов предлагал для насыпных часов медную или серебряную дробь, подобную мельчайшему или тончайшему песку. Приготовить ее могли только русские мастера. Но пусть лучше об этом рас-

ность» считать открытым». Звучит гимн французских композиторов Руже де Л и-ля и Поля Дегейтера на музыку «Марсельезы» и «Интернационала». Все встают. Ритм отбивают кремлевские куранты, транслируемые в зале.

Пока звучит гимн, напомним читателю, что механики-кроники (часовщики) называются так в честь первичного бога греческой мифологии Хроноса (Кро-носа). Он создал из эфира и хаоса серебряное яйцо, из которого вышел весь видимый нами мир. Пуще всего Хронос оберегал главнейшую тайну бытия — время зарождения первичной материи. По римской мифологии, Хронос стал Сатурном — богом земледелия и изображался с косой — самым что ни на есть сельскохозяйственным инструментом.

В славянскую культуру Сатурн явился с той же косой, но в образе старухи, аллегорически представлявшей время, — все смертно в этом мире. «А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы», — подытожил работу этой бабушки Г. Р. Державин.

ральный ход подтверждают сами часы: песочные; балансовые; маятниковые; электрические и электромеханические; наконец — атомные, высыпающие атомы, как песок, через атомные отверстия. О них вам расскажут сами инверторы (изобретатели) — для того мы здесь и собрались... Время мое истекло. Представляю вам знаменитого астронома, достопочтенного Тихо де Браге, сумевшего измерить длину года с точностью до секунды». С последними словами Галилея песок в верхней колбе иссяк, что означало: десять минут истекло. В буквальном смысле. Раздались дружные аплодисменты.

Встает Тихо Браге. Аплодисменты смолкают. «Львиную долю своих астрономических наблюдений я провел с песочными часами, — Тихо Браге «отбил склянки» — повернул на 90° крестообразные песочные часы (см. рис. 2), регламент есть регламент, и продолжил: — Эти два пеликана 1 (так алхимики называли пережатые колбы) установлены квадрантно в цилиндрическом корпусе 2, а корпус может поворачиваться на оси стойки 3. Очень удобно. Достопочтенный господин Нечипоренко (Виктор

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 2 2002

50

«Прошу садиться. Мы не случайно собрались в знаменитом Историческом соборе. История и время принадлежат к одной и той же категории — вечности. На рубеже тысячелетий особенно остро ощущаешь быстротечность времени, а вековой ход его фиксируют исторические памятники и сооружения. Мир боится времени, а время боится пирамид». С этими словами Галилей повернул песочные часы, стоявшие на столе. «Вот они, — указал перстом, — из серии последних новаций ушедшего тысячелетия (патент РФ № 2029332, 1995 г.), — ровесники египетских пирамид. Обратите внимание на естественный откос песка в стеклянной колбе 1 (рис. 2)». Ассистент включает проектор и направляет его на песочные часы. Луч проецирует на экран колбу в увеличенном масштабе. Изображение совмещают со слайдом пирамиды Хеопса, и все видят равенство углов ее каменных граней и песочного конуса. Пирамида Хеопса строилась 20 лет и была закончена в 2690 г. до н.э. «Много воды утекло с тех пор, — председательствующий показывает на водяные часы древних греков «Клепсидру» — «похитительницу воды» — много инверсий внесло время в хронометры. С высоты пирамид в 5 тысяч лет хорошо видно, что изменения текут по спирали, повторяясь на новом ее витке. Ис-

Филаретович; изобрел квадрантные песочные часы для начинающих шахматистов, а также для любителей игры на время) позаботился об удобстве установки «пеликанов». Теперь их не надо поворачивать на полкруга, а достаточно лишь на четверть. Положение корпуса фиксируется головками винтов 4 в выемке шептала 5 (плоской пружины)». Браге смолк, а песок еще сыпался.

Присутствующие, наконец, поняли, почему астроном повернул песочные часы не как обычно, на 180°, а на 90е. И вдруг кто-то задал вопрос: «Тиго От-тович, как вам удалось с такой песчаной техникой измерить длину года с невиданной для вашей эпохи точностью — менее секунды?» — «За 20 лет моей астрономической деятельности только непрерывных наблюдений Солнца накопилось несколько тысяч. Это позволило при известных погрешностях измерений уменьшить ошибку до среднеарифметической», — Тихо Браге лихо

i