Техника - молодёжи 2002-03, страница 62ПАТЕНТЫ ВРЕМЯ-ЧАСЫ ВЕЧНОСТЬ (Продолжение. Начало в № 2 за этот год) Посвящается 130-летию основания Государственного исторического музея в Москве Продолжаем репортаж с Международного конгресса механиков-крони-ков. Второй день заседаний Утро. Мы находимся в зале «Русской культуры XIX — XX вв.» Государственного исторического музея (ГИМ). Участники конгресса с неподдельным интересом рассматривают экспонаты на выставке «Время. Часы. Вечность». Выставка часов и картин, посвященная Конгрессу, приурочена к 130-летию основания ГИМ. «По-видимому, не случайно водяные часы стоят одними из первых в бесконечном ряду хрономеханизмов, — задумчиво, не отрываясь от картины И.И. Левитана «Река», написаной в 1885 г., говорит Сюй Сянхо, китайский часовщик-мель-ник. Привлеченные его словами, мы подходим ближе и всматриваемся в знако мую до боли речку детства своего. Разнеженная, застывшая в послеполуденном зное река отражает синеву неба с наплывающими желто-пенными облаками, обещающими вечернюю грозу. За зеленой луговой поймой, на горбато уходящем от речки поле, желтеют хлеба. Его окаймляет ныряющая в рожь зеленая полоска дальнего леса с белокаменной церквушкой на краю. Покой тихого летнего дня, сладкая нега. «Не река — само Юрий ЕРМАКОВ, заслуженный изобретатель РСФСР, доктор технических наук профессор, почетный работник высшего образования РФ время застыло. Вот тебе и Клепсидра (по-гречески, «воровка времени»), — размышляет Сюй Сянхо. Русским он владеет хорошо, потому что обучался в МВТУ имени Н.Э. Баумана в 1956 — 1962 гг. — Как глубоко и проникновенно чувствуете вы, русские время. Я сравниваю это полотно с картиной Сальвадора Дали «Сохранность памяти» (1931 г.). От ее расплывшихся циферблатов веет катастрофой, мертвым временем; от вашей — вечным блаженным покоем. «Чудный день1 Пройдут века — Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное», — цитирует Ф.И. Тютчева, любимого поэта Левитана, китайский часовщик. У диаграммы точности часов собралась большая группа посетителей (рис. 1). Диаграмма, показывающая уменьшение погрешности суточного хода за тысячу лет, иллюстрирована часами каждой эпохи, от песочных до атомных. Особен ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 3 ' 2 0 0 2 но она интересна патриархам хронометрии, которые воочию могут убедиться в достижениях XIX — XX вв. «Посмотрите, уважаемый, — обращается Тихо Браге из XVI в. к Галилею, — в середине XVII в. точность асов возросла на порядок. Это благодаря вашему и Гюйгенса изобретению маятникового хода». «Да, мой друг, как и в любом деле, развитие сначала идет эволюционным путем, а потом скачком — количество переходит в качество. Видите, как медленно повышалась точность билянсовых часов в XIII — XVI вв.: с 17 мин на суточный ход в 1300 г. до 10 мин в 1600-м». Средневековые мэтры увлеклись механическими устройствами: подвесом Гюйгенса, задающим качание по циклоиде, — она точнее дуги окружности по периоду колебаний; температурными компенсаторами длины маятника; анкерными регуляторами хода. Послушаем и наших часовщиков. «Трудно поверить... — качает головой И.П. Ку-либин, — такая точность, одна макросе- Часы: 1 — яишной формы И. П. Кулиби-на, 1768 г.; 2 — П.И. Чайковского; 3 — «Галактика»; 4 — «кукушка» с обратным ходом; 5 — настольные Ф.М. Достоевского; 6 —с борта космического корабля, дар музею летчика-космонавта Г.М. Гречко; 7 — настольные «Афина Паллада», XIX в.; 8 — водяные Ктези-бия, ок. 2—1 вв. до н.э. 60 |