Техника - молодёжи 2002-04, страница 21

Техника - молодёжи 2002-04, страница 21

новости

ции этого документа соответствуют мировой практике и в основном сохранили актуальность до наших дней. Исключение представляет лишь чисто советское требование «положительного эффекта» от изобретения. На первый взгляд, как будто все правильно, если нет положительного эффекта, зачем это изобретение вообще нужно?1 Но уже на второй—третий взгляд картина меняется. Получается, что орган, осуществляющий экспертизу, по закону обязан оценивать ТЕХНИЧЕСКУЮ сторону изобретения, выявляя возможность получения ОБЩЕСТВОМ конкретной пользы. Если такой подход соответствовал статусу авторского свидетельства, охраняющего изобретение как общественное достояние, то с правовым статусом патента, удостоверяющего исключительные права патентообладателя он явно диссонировал Порой эксперту приходилось выступать в роли «оценщика» технических достоинств чужого «товара», пренебрегая тем обстоятельством, что, будь товар действительно плох, никто не согласился бы добровольно владеть им, да еще и платить за это деньги. А если бы почему-либо согласился, то это уж дело владельца, но никак не патентного ведомства!

Словом, требование «положительного эффекта» вполне соответствовало политике пропаганды (новорус. «лро-моушн») авторских свидетельств и дискриминации патентов, проводившейся советским государством Результат: с 1959 по 1973 г. было выдано 383755 авторских свидетельств и 8886 патентов, с 1973 по 1990 г. — соответственно 1237882 и 29023.

Теперь о последнем советском законе, охраняющем права изобретателей Этот закон — «Об изобретениях в СССР» — вошел в силу 1 июля 1991 г. и имел самую короткую историю: он действовал лишь около полутора лет. Его следует считать переходной формой патентного законодательства в России, ибо он учел, кроме отечественного, мировой опыт охраны изобретений.

Главная примета нового закона состояла в том, что он устанавливал единую форму охраны изобретений — патентную.

Второй важнейший момент — принятие современных критериев патентоспособности изобретения: промышленная применимость; новизна; изобретательский уровень. (По Положению 1973 г., изобретение должно представлять собой техническое решение задачи, быть новым, иметь существенные отличия и давать пресловутый «положительный эффект».)

И третье — введение отсроченной экспертизы с публикацией материалов заявки. Иными словами, заявитель может спокойно, не торопясь, искать инвестора для своего изобретения, так как авторское право на него уже «застолблено»

СОВРЕМЕННАЯ ЭПОХА в российском патентном праве началась 14 октября 1992 г с принятием Патентного закона

Российской Федерации О нем я долго распространяться не стану, ибо, в сущности, на протяжении всех предыдущих публикаций «Академии начинающего изобретателя» мы детально изучали этот Закон. Отмечу лишь, что совершенно новым, с юридической точки зрения, в нем оказалось распространение правовой охраны не только на изобретения, но и на полезные модели (в принципе, новые для отечественной практики объекты промышленной собственности!) и промышленные образцы (в советское время они охранялись отдельным законом). Трудно сказать, чем именно руководствовался Верховный Совет РФ, объединив разные объекты промышленной собственности в одном законе, но получилось весьма удачно — особенно если вспомнить о взаимной «конвертируемости» полезных моделей и изобретений: при определенных условиях они могут быть преобразованы друг в друга.

И еще одно. Возможно, для многих это прозвучит дико, но заслуживают одобрения низкие пошлины за подачу заявки, за экспертизу и т.д. Кто-то считает, что три минимальных размера оплаты труда (600 рублей) за экспертизу по существу — грабеж. Но вспомните, сколько платили за привилегию сроком на 10 лет при царе Александре I! В пересчете 1500 тогдашних рублей составят несколько миллионов рублей нынешних. Комментарии, думаю, излишни.

ПОДВЕДЕМ КРАТКИЕ ИТОГИ. Легче ли стало жить за последние 190 лет простому изобретателю? А за последние 10 лет?

С моей точки зрения, утвердительный ответ на оба вопроса очевиден. Например, срок правовой охраны изобретений вырос с 3 до 20 лет! Полезность изобретения определяется не чиновником, рассматривающим (если не сказать — разглядывающим) заявку, а рынком. Изобретатели со стажем знают, что раньше по пресловутому критерию «положительного эффекта» экспертиза заворачивала около 50% заявок. Если в советское время эксперты патентного ведомства отдавали это решение на откуп внештатным патентным экспертам из профильных институтов, не желавшим видеть своих конкурентов владельцами авторских свидетельств, то представляете, сколько нужно было дать на лапу чиновнику МВД в 1813 г.?! А теперь вот экспертизой занимается Агентство РФ по патентам и товарным знакам, на которое, кстати, и пожаловаться можно в суд. Что и делают наиболее упорные авторы изобретений. И, надо признать, порой случается, что и правду находят.

Остальные преимущества современного российского патентного законодательства перед советским и досоветским предоставляю перечислить читателям — ибо льщу себя надеждой, что для вас дорогие друзья, не прошли даром штудии в «Академии начинающего изобретателя». Точно так же, как для российского патентного права не прошли даром последние два века ■

С ОДНИМ ВЕСЛОМ " НАПЕРЕВЕС"

Ну а не с веслом, так с лопастью. Инженеры московского научно-исследовательского центра «Виндэк» разра- ^ ботали оригинальную ветроэнергетическую установку. По виду это обычный пропеллер на оси, но... всего с ^ одной, одиноко торчащей перпендикулярно этой оси, лопастью. Зачем? Одна лопасть гораздо легче разгоняется, объясняют инженеры, — когда ветер резко усиливается. Кроме того, меньше материала — меньше стоимость установки. С противоположной стороны лопасть уравновешивается грузом, так что центр тяжести ветро-колеса, как и положено ему быть, на- 1 ходится точно на оси вращения Те же инженеры разработали и генераторы, систему управления, и наладили выпуск всей ветроустановки в кооперации с московским заводом «Агрегат- х привод». Точнее даже, линейки агрегатов — от 200 до 2000 Вт Скорость ветра, при которой лопасть страгива- ^ ется с места, — 2,5 м/с, а рабочие скорости для этой установки — 3 — 40 м/с, что довольно неплохо. Ведь именно достижение хорошей приспособленности к широкому диапазону ^ скоростей ветра остается одной из главных проблем при создании ветроэнергетических установок. □ з:

КОНВЕРСИЯ ТЕПЛА

В Физико-энергетическом институте (г. Обнинск) разработали транспортную когенерационную систему — ТКС. За мудреным названием кроется предпусковой подогреватель двигателя и автономный отопитель кабины «в одном флаконе», рассчитанный на оживление машины при минус 50°С. В отличие от аналогов, он имеет ряд любопытных особенностей Агрегат весом около 25 кг предназначен для магистральных тягачей, туристических трейлеров, катеров. Он греет воздух в кабине, масло в картере двигателя и даже топливо в баке автомо биля, а еще — вырабатывает ток для зарядки подсевшего аккумулятора, освещения кабины, питания бытовых приборов и, скажем, радиостанции. Потребляя 0,3 л дизельного топлива в час, он выдает на гора около 3 кВт тепловой мощности и 100 Вт электричества напряжением 24 В Преобразование тепла в ток происходит в термоэлектрическом генераторе, так что единственные движущиеся детали в агрегате — это детали насоса. При лютом морозе уже через 3 ч водитель получает полностью прогретую машину готовую отправиться в путь Кстати, ГНЦ РФ ФЭИ — разработчик ядерных реакторов и АЭС, а также изотопных генераторов для космических аппаратов. ■ Леонид ПОПОВ

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 4 2002

шя