Техника - молодёжи 2002-04, страница 6

Техника - молодёжи 2002-04, страница 6

так сказать. А вот создается ли что-ни-будь у вас на кафедре, что можно потом не ученым, а «простым» бизнесменам продать?

— Видите эти гелиопанели? Это супервыгодная инновация, аналогов которой, насколько мы знаем, в мире нет. Профессор нашей кафедры Л.Б. Бе-грамбеков опытным путем установил, что, обрабатывая с помощью плазмы поверхнбсти разных материалов, можно «наносить» на них своеобразный рельеф заданной формы на микронном уровне. Ну, например, испещрить поверхность «вдавленными» ямками или вырастить конусы. Оказалось, что таким образом можно создать идеальное «черное тело» (то есть поглощающее солнечный свет) почти из любого дешевого материала: железа, стали, стекла. Фотоны света, попадая в хитроумные углубления поверхности, там как бы удерживаются. Плазменный «рельеф» невозможно содрать, как краску, — он вечен, при этом он не портится при очень высоких температурах (внутри панели может циркулировать перегретый до 700°С пар). И вот на основании этого эффекта мы наладили прямо в МИФИ производство гелиопанелей — пока штучное. На их основе разработаны полностью автономные опреснители морской воды.

Только представьте себе: стоит такая штука на берегу моря где-то в «жаркой» стране и дает тонну пресной воды в сутки. И никакой дополнительной энергии, кроме солнечной! В создании подобной установки также непосредственно участвовали студенты. Скажем, при участии нашего бывшего студента, а сейчас аспиранта Андрея Калачева сделан сам элемент слежения за солнцем: светило катится по небосводу, а гелиопри-емники аккуратно поворачиваются за ним... Плазменный рельеф можно применять еще в текстильном производстве — обрабатывая таким образом валики для намотки ниток, чтобы улучшить «сцепление» одного с другим; в радиопромышленности. Мы даже не в силах представить всех возможных мини-ре-волюций, которые эта технология способна вызвать...

Рассказать в одной статье обо всем, что создано интересного и подчас уникального в МИФИ, невозможно. Вместо заключения упомянем еще об одном маленьком чуде, созданном на той же кафедре плазмы. Здесь сотворили уже знакомое нашим читателям «золотое руно» (подробнее об этой технологии см. «ТМ», №3 за 2000 г.). То есть каракуль с помощью импульсного плазменного воздействия удалось покрыть неуничтожаемым тончайшим слоем металла. Бронзы, конечно, — откуда у студентов золото? Тем не менее руно, поражая зрителей, горит чистым золотом.

...Молодым Ясонам из МИФИ еще плыть и плыть между Сциллами и Ха-рибдами житейского моря. Но золотое руно знаний и умения у них, похоже, уже в руках. ■

ВЕСТИ СЕБЯ ПС

Не один десяток лет ученые всех стран пытались научить машину осмысливать полученные данные и действовать соответственно обстоятельствам, словом, вести себя «по-человечески». Получили устройства, умеющие воспринимать речь на слух и говорить, но только в рамках заложенной в них программы. Так что подобные людям роботы пока не покидали страниц фантастических романов...

Тогда попробовали смоделировать мозг. По образу правого полушария, «отвечающего» за эмоции и образность, разработали нейронные сети, а по типу левого (логика) создали оперирующие с базами данных экспертные системы. Потом зародилась индустрия баз знаний. На них основаны так называемые системы искусственного интеллекта. В отличие от компьютерных систем, в которых только производятся вычисления, интеллектуальные после «рассуждения» и выбора оптимального варианта приходят к определенным решениям.

Напомним одно из достижений разработчиков таких систем. Недавно в Сиэтле состоялась 17-я международная конференция по проблемам искусственного разума, и на ней устроили финал чемпионата лиги «РобоКуп» по футболу... среди роботов. Эти собранные в команды железяки» не только бегали по полю, гоняя мяч, но и общались, вырабатывая тактику игры!

У нас в МИФИ одним из первых в стране, еще в 70-е гг., этими проблемами занялся на кафедре кибернетики профессор Л.Т. Кузин. Он стал организовывать регулярные семинары по данной теме; причислять себя к его школе было почетным, а выступить с докладом на конференции, скажем, «Интеллектуальные банки данных», означало получить признание в научных кругах.

Вскоре институтские дискуссии переросли в общемосковские семинары, проводившиеся в Доме научно-техниче-ской пропаганды, где Лев Тимофеевич руководил секцией прикладных проблем кибернетики. В МИФИ он внедрил научную специализацию «Система искусственного интеллекта». Позже, по инициативе его ученицы Г.В. Рыбиной, в институте организовали одноименную учебно-научную лабораторию. Кстати, в 2000 г. Галине Валентиновне и ее коллегам присвоили премию Президента РФ за создание и внедрение учебно-методического комплекса «Методы, модели и программные средства конструирования интеллектуальных систем принятия решений и управления».

Сегодня эта лаборатория превратилась в ведущий центр обучения и переподготовки специалистов по новейшим направлениям данной отрасли науки. Сюда относятся различные системы — статистические и динамические (действующие в реальном времени) эксперт

ные, интегрированные и обучающие, естественно-языковые, интеллектуальные диалоговые и новинка — много-агентные разумные программы, коллективно решающие порученные им задачи. Исследования и разработки МИФИ поддерживаются грантами Российского фонда исследований РАН, Министерства образования, Миннауки, фонда Сороса и прочих попечителей.

В лаборатории стажируются аспиранты и преподаватели других кафедр и факультетов МИФИ, иных институтов и университетов, в том числе иностранных. В учебном процессе и научных исследованиях используются современные лицензионные программные продукты, включая инструментальные системы G2, CDA, Telewindows, GSI.

Преподаватели, аспиранты и студенты участвуют в крупных национальных и международных конференциях и выставках. В их числе организуемая каждый год в МИФИ конференция «Телекоммуникации и новые информационные технологии в образовании», выставки Comtek, CeBIT и др.

Лаборатория сотрудничает с Российской ассоциацией искусственного интеллекта, Международной академией информатизации, Вычислительным центром, с ведущими академическими институтами — программных систем, проблем передачи информации, искусственного интеллекта и др., с предприятиями и учреждениями Минатом-энерго, с РКК «Энергия», с Белорусским государственным университетом информатики и электроники, французским Технологическим университетом в г.Труа.

В 1993 — 1999 гг. в лаборатории разработали не имеющий аналогов в России инструментальный комплекс АТ-ТЕХНОЛОГИЯ, предназначенный для компьютерного построения прикладных интегрированных экспертных систем (ИЭС) «от А до Я», то есть от получения знаний из эксперта и тестирования готовой системы до ее сдачи заказчику. Кстати, кандидат технических наук, доцент Г.В. Рыбина была научным руководителем и одним из авторов этого проекта. Уже созданы ИЭС для диагностики сложных технических устройств, экс-пресс-анализа крови, экологических исследований.

Другой важной работой стала технология построения экспертных систем реального времени, на основе которой создаются комплексы для диагностики сложного оборудования, экологического мониторинга воздуха и территории, обучения персонала. Варианты АТ-ТЕХ-НОЛОГИИ уже внедрены в некоторых российских и украинских вузах и НИИ.

Ежегодно на традиционные научные сессии МИФИ представляются студенческие работы, выполненные в рамках курсовых проектов по теме «Динами-

Т Е X Н И К А - М О Л О Д Е Ж И 4 ' 2 0 0 2