Техника - молодёжи 2002-08, страница 21

Техника - молодёжи 2002-08, страница 21

На практике более удобна классификация изобразительных ТЗ по их образной структуре. Ей мы и уделим основное внимание. Надеюсь, что она поможет вам разработать удачный ТЗ для своего товара.

Начнем с наиболее распространенных обозначений, где используются так называемые ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ. Под этим маловнятным словосочетанием подразумеваются изображения Солнца (рис. 1а — ТЗ Ровенской фабрики детского белья), звезды (рис. 16 — ТЗ московского гостиничного комплекса «Aerostar»), руки (рис. 1в — ТЗ Тулинского игрового комплекса), глаза (рис. 1г — ТЗ Ки-

чаются на государственных гербах и флагах. Их назначение в ТЗ — знак качества.

В изображении руки древние люди, вероятно, видели своего рода отпечаток личности, «автограф», связывающий его владельца со своим племенем. Ну а для современного человека рука — символ труда, производства.

Глаз (взгляд) человека в древности олицетворял жизнь, силу и чувство. Во всех цивилизациях прошлого глаз представлял собой своеобразное средство придания властности словам. Изображение глаза в ТЗ — не что иное как форма сообщения информации об изделии.

ствляют себя с персонажами иллюстрированных журналов и рекламы — эта потребность выражена у них гораздо сильнее, чем у мужчин, поэтому ТЗ с изображениями женщин появляются на товарах, покупаемых в основном женщинами же.

Популярность изображений лошадей скорее традиционна, нежели связана с текущим моментом. Лошади прочно вошли в историю человечества, после того как их одомашнили пять тысяч лет назад, и сыграли в ней значительную роль

Наконец, корона. Символ власти, избранности, превосходства по праву. Товару она придает некую величественность... если, конечно, не исполнена так, что производит комическое впечатление. Но и тогда она «работает», внося в дизаин товарного знака веселую нотку.

Теперь о других типах обозначений в изобразительных ТЗ. ОРИГИНАЛЬНЫЕ СЛОВЕСНЫЕ обозначения, выполненные в индивидуальной художественной манере можно видеть на рис 2а (ТЗ киевского производственного объединения, выпускающего безалкогольные напитки) и 26 (ТЗ малого предприятия «Курок» Курского потребсоюза; последнее можно считать оригинальным по композиции и восприятию

ровского консервного комбината), женской фигуры (рис. 1д — ТЗ Пармского предприятия дамского белья), лошади (рис. 1е — ТЗ конноспортивного манежа «Конкур»), короны (рис. 1ж — ТЗ компании Crown Radio Corp., Токио)

Пожалуй, стоит коротко объяснить, почему именно такой набор символов попал в разряд «общечеловеческих».

Значение Солнца в земной жизни очевидно и непреходяще — недаром разработчики ТЗ прибавляют к арсеналу его изображений все новые и новые, стремясь придать каждому индивидуальность. Таким образом, подтверждается мнение историков, что человечество до сих пор бессознательно сохраняет в своей культуре элементы солнцепоклонничества. Они проникли даже в символику мира наживы

Звезды во мраке ночи когда-то помогали древним людям преодолевать страх перед темнотой, внушали уважение, трепет и надежду. Как утверждают психологи, это чувство осталось у людей и поныне. И в современном обществе звезда сохранила роль символа надежды и знака отличия. Звезды часто встре-

Женская фигура некогда символизировала богиню плодородия и поэтому была одним из главных мотивов наскальной живописи каменного века. А по представлениям нынешних психологов существуют две основные причины частого использования женских фигур в ТЗ. Мужчины воспринимают изображение женщины как олицетворение привлекательности и/или материнства. Женщины подсознательно отожде-

графическим решением — хотя бы потому, что слово «Курок» едва поддается прочтению...).

Примерами обозначений С ОТВЛЕЧЕННЫМ ИЛИ СИМВОЛИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ могут служить ТЗ, разработанные ВНИИ технической эстетики. Изучив характер производственной деятельности Азовского завода кузнечно-прессо-вого оборудования, художники института пришли к выводу о целесообразности силуэта некоего массивного, весомого животного; кроме того, характер графики должен вызывать ассоциации с металлической штамповкой (аллюзия на станкостроение). В итоге на свет родился ТЗ с силуэтом слона (рис. За). «Звериную» тематику продолжает ТЗ Иркутской сапоговаляльной фабрики (рис 36) медведь — олицетворение сибирской тайги — в центре, а вокруг него — стилизованные изображения продукции предприятия.

Нередки ТЗ, отражающие ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА. Товарный знак Рижской образцовой типографии (рис 4а) представляет собой изображение валов печатной машины, из которой выходит растровый печатный лист. ТЗ Гусевского крео-

Т Е X Н И К А-МОЛОДЕЖИ 8 2002

19