Техника - молодёжи 2002-12, страница 15

Техника - молодёжи 2002-12, страница 15

ЗАГАДКИ

АРХЕОЛОГИИ

БЕЗ ПРОШЛОГО

пичных столбиках. Таким образом согревались полы и помещения. Причем комнаты имели разную температуру. Те, что находились ближе к входу, были менее теплыми, те, что ближе к топке — более. В бане хам-мам действовал принцип постепенного нарастания температуры.

В топочном отделении стояли также цистерны с холодной и горячей водой, которая по трубам подавалась в мыльные комнаты. Вода бралась из искусственного водоема (хауза). Он располагался рядом с баней и заполнялся водой из Ахтубы. Изнутри баня была богато убрана: стены покрыты красной штукатуркой и мозаикой, окна украшены резными вставками с цветными стеклами (панджара'), полы вымощены кирпичами (в раздевальне — с бирюзовыми поливными плитками). Во время существования здания центральный зал и угловые комнаты были увенчаны куполами с прорезями для света, а другие помещения — плоскими и покатыми кровлями. Бани, наиболее

Вадим РУДАКОВ

Часть II

часть I — в «ТМ», №10 за этот год)

близкие по типу золотоордынским, существовали в средневековом Азербайджане.

Этот хаммам принадлежал зажиточной части населения Сарая. Бани со времени распространения ислама являлись неотъемлемым элементом любого восточного города. Академик И.А. Орбели писал: «Баня служит не только для омовения, но и для укрепления сил, поднятия упавшего настроения, для отдыха, для встречи и разговора о купле-продаже, о торговой сделке, и для показа мастерства в шахматах или нардах». Там же проходили лечебные процедуры с применением массажа и различных отваров и настоев. В Золотой Орде общественные бани посещали не только мужчины, но и женщины. Для этого устанавливались отдельные помывочные дни или строились ба-

Общественная баня-хаммам. Фото Э.Д. Зиливинской.

ни, разделенные на мужское и женское отделения.

Вдоль восточной стены мечети стояло многокомнатное здание из сырцового кирпича. Оно напоминало в плане букву «Г» и имело декоративную угловую башенку. Скорее всего, это была ханака — странноприимный дом, где жили паломники. Вокруг этих общественных зданий располагались дома бедняцкой части населения города.

В нескольких десятках метров от городской площади находилась большая усадьба. В раскоп вошла лишь западная часть усадьбы с сырцовой стеной-оградой (дувалом). Во дворе ее находилась гончарная мастерская с горнами для обжига красноглиняной неполивной, ка-шинной5 поливной посуды и изразцов. При раскопках обнаружено огромное количество фрагментов керамики и архитектурного декора, отходов производства, шлаков, бракованных сосудов.

Недалеко от городской площади у обрыва к пойме Ахтубы размещалась другая большая усадьба (раскоп VIII). Двор усадьбы также окружала стена из сырцовых кирпичей. Удалось определить, что длина южной стены