Техника - молодёжи 2002-12, страница 17tob-Z-Vv: Реконструкция внешнего вида небогатых усадеб, раскопанных на Мечетном городище (на территории совр. Волгограда). Из книги Ф.В. Баллода «Приволжские Помпеи». Вероятно, примерно также выглядели и большинство кварталов Сарая. подавалась по керамическим трубам для различных городских нужд в бани, ремесленные мастерские, жилые усадьбы и т.д. А использованная или лишняя вода (во время весенних половодий) отводилась в реку через дренажные канавы В городе имелись усадебные и общественные уборные (бадрапы). Например, в районе бани находилось два бадрапа. Один из них был разделен сырцовой стенкой на две секции — мужскую и женскую. Наличие общественных уборных в средневековом городе говорит о его высокой благоустроенности и развитой санитарии. Мы уже отмечали многоэтничный характер населения Сарая. Ибн Бат- Раскопки главного дома усадьбы на раскопе XV. Фото Э. Д. Зиливинской. тута писал, что в городе живут «разные народы, как то монголы — это [настоящие] жители страны и [ее] владыки, некоторые из них мусульмане, асы, которые мусульмане, кипчаки; черкесы; русские и византийцы, которые христиане. Каждый народ живет в своем участке отдельно, там и базары их. Купцы же и чужеземцы из обоих Ираков, из Египта, Сирии и других мест живут в [особом] участке, где стена ограждает имущество купцов». Русские летописи сообщают, что в 1261 г в Сарае была основана русская православная Сарайская епархия Остатки собора и других православных христианских храмов на территории Селитренного городища пока не найдены. Но отдельные предметы христианского культа здесь обнаруживают. Например, представляет интерес круглая медная иконка русской работы, которая являлась частью деисуса" и выставлялась в церкви или в домашней молельне Из письменных источников известно, что в Сарае была католическая епархия и несколько францисканских обителей. Здесь активно торговали и имели свою факторию итальянские купцы, в первую очередь, венецианцы и генуэзцы. Хотя на Селитренном городище еще не выявлены районы с компактным проживанием немусульманского населения, но на других золотоор-дынских памятниках они известны Например, армянский район и русские кварталы исследовались на Болгарском городище, еврейские и караимские'2 кварталы известны в городах Крыма. Основную массу населения Сарая и многих других золо-тоордынских городов составляли представители европеоидной расы с монголоидной примесью. Носителями этого смешанного антропологического типа являлись кыпчаки (половцы русских летописей, или кума-ны западных хроник), переходившие к оседлости. Но в золотоордынский период к кыпчакам и другим тюрко-язычным народам от победителей — монголо-татар перешел собирательный этноним «татары». (Собственно племя татар в XII в. было сильнейшим на территории Монголии. И как это часто бывает в истории, в соседних странах по имени господствующего народа стали называть и все остальные монгольские племена. Хотя татары были побеждены и почти целиком уничтожены еще Чингисханом, но по иронии судьбы ко всем монгольским племенам так и «приклеилось» название «татары».) Сарай находился на Волжском торговом пути, который был весьма оживленным еще со времен поздней Хазарии и эпохи викингов (IX — X вв.). Но через город проходила также северная ветвь Великого шелкового пути, ведущего из Китая и Индии в Тану (совр г Азов в устье Дона) и Кафу (совр. г Феодосия на Черном море) и далее в Византию и западноевропейские страны. В XIV в. этот путь был главным, по которому в страны Европы доставлялись пряности, шелка, ювелирные изделия и многие другие восточные товары. По всей дороге на расстоянии однодневного перехода (25 — 30 км) стояли караван-сараи Ибн Арабшах отмечал, что караваны передвигались без опаски и даже не брали с собой воды и продуктов Ни до XIV в., ни после (вплоть до XX в ) на огромном пространстве евразийской степи не было такого спокойного и безопасного для торговли периода. Как мы уже отмечали, Сарай являлся также культурной столицей страны. Ибн Арабшах пишет: «...Сарай сделался сосредоточием науки и рудником благодатей, и в короткое время в нем набралась [такая] добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусников, да всяких людей знающих, какой подобная ни набиралась ни в многолюдных частях Египта, ни в поселениях его». Окончание на с. 44. ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 12' 2 0 0 2 15
|