Техника - молодёжи 2002-12, страница 16

Техника - молодёжи 2002-12, страница 16

равнялась 100 м! Здесь был полностью раскопан центральный дом размерами 24 х 24 м, принадлежавший богатому хозяину-феодалу. Внутренние и внешние его стены были построены из сырцовых кирпичей. Дом имел восемь комнат с оштукатуренными стенами и был разделен на три блока помещений. Центральный блок занимали большой парадный зал и два глубоких айвана6 с суфами, соответственно за южным и северным входами. В зале находился бассейн и возвышалась платформа с кирпичной площадкой, на которой некогда стоял трон. Над ним на четырех столбах подвешивался балдахин. Под кирпичными полами проходил канал, по которому поступала вода в бассейн. В дни торжественных приемов глава дома восседал на троне, а в зале вокруг бассейна сидели и стояли гости и домочадцы.

С запада и востока от центрального блока находились два блока помещений с внутренним двориком, жилыми и хозяйственными комнатами, соединенные проходами, как с парадным залом, так и с двором усадьбы. В течение жизни главного дома (1330 — 1360-е гг.) все помещения, за исключением центрального зала, многократно перестраивались. В ходе перестроек нежилые помещения становились жилыми, большие комнаты дробились, менялся внутренний интерьер, делались изолированные выходы во двор. Подобные перепланировки очень характерны для золотоордын-ских домов, как богатых, так и бедных. Г.А. Федоров-Давыдов связывает их с распадом семейной общины, разделившейся на несколько ячеек. Также на территории усадьбы располагались небольшие дома, в которых жила усадебная прислуга.

На Селитренном городище были исследованы еще три крупных аристократических усадьбы. Главный дом одной из них не только размерами и строительным материалом, но и планировкой очень напоминает вышеописанный богатый дом (раскоп XV). На территории этой усадьбы нашли много китайских вещей: две фарфоровых вазы и китайские монеты XIII в., фрагменты фаянсовых, фарфоровых и селадоновых7 сосудов.

В нескольких десятках метров к северу от городской площади находилась еще одна большая усадьба. Ее главный дом планировкой походил на центральные дома вышеописанных усадеб, но гораздо крупнее размерами (38 х 32 м) и богаче. Он представлял собой настоящий дворец, внешние стены которого были сложены из обожженного кирпича, а внутренние являлись каркасными. Во дворец входили через дверь в южной стене и, проходя через айван и тамбур, попадали в центральный парадный зал размерами 7 х 15 м. Здесь была кирпичная вымостка с суфами, далее —

узорчато выложенный кирпичом пол с тошнау в центре. А в глубине зала имелось возвышение для сидения хозяина усадьбы. Стены парадной были побелены и украшены майоликой с позолотой.

Всего в доме насчитывалось более 30 комнат с кирпичными полами и каркасными стенами, покрытыми белой штукатуркой с росписями. Дверные проемы украшались резным ган-чем, а окна имели ажурные решетки-панджара со стеклами. Это были жилые и хозяйственные помещения, в том числе детская, домашняя мельница, пекарня, бассейн. В детской комнате были найдены фрагменты штукатурки с рисунками и надписями. В частности — изображение человека в короне с надписью уйгурскими буквами8. Этот рисунок и надпись были сделаны, судя по всему, взрослым человеком. А изображения зверей, всадника, человека с зонтиком и арабские буквы процарапала детская рука.

Дом-дворец окружали различные приусадебные дома и постройки, а вдоль его западной стены располагалась дворцовая баня с подпольным отоплением. Усадьба, безусловно, принадлежала какому-то крупному феодалу-нойону (по-тюркски беку)9, возможно даже чингисиду.

Центральный дом пятой по счету большой усадьбы был раскопан не полностью, так как его руины находятся на краю обваливающегося Красного бугра (раскоп XXI). Он имел совершенно другую планировку, чем ранее раскопанные усадьбы Сарая. Дом строился в несколько этапов, без четкой планировки; новые помещения пристраивались к старым, и здание постоянно разрасталось. Всего исследовано 16 помещений

Вид центрального дома на раскопе VIII. Раскопки под руководством Г.А. Федо-рова-Давыдова.

различного назначения. Особый интерес представляет большой парадный зал с кирпичным полом и стенами, вход в который вел через специальный тамбур.

Интересна планировка Сарая. Улицы города проходили вдоль стен больших усадеб. Таким образом, каждая из богатых усадеб образовывала целый квартал. Сарай, не ограниченный рамками оборонительных стен, мог свободно раскинуться на огромной территории, и ничто не мешало феодалам и богатым купцам строить большие по площади усадьбы.

Эта особенность резко отличает золотоордынские города от средневековых городов Средней Азии, Южного Казахстана и других мусульманских стран. Застройка в них обычно была скученной, так как территорию города ограничивали оборонительные сооружения. Однако усадьбы бедных слоев населения Сарая отличались от усадеб знатных людей не только своими размерами, строительными материалами, но и расположением относительно друг друга. Несмотря на слабую изученность их взаиморасположения, можно сказать, что несколько небольших усадеб вместе составляли один квартал.

Улицы Сарая были широкие и прямые, пересекались под углом 90°, причем располагались в таких направлениях, что южные стены зданий смотрели на Каабу10. Видимо, при планировке и строительстве новых районов города (1310 — 1320-е гг.) главное значение имел принцип направления улиц соответственно расположению мечетей (а также медресе и мавзолеев).

Большое значение в городе уделялось водоснабжению. Сарай изобиловал искусственными водоемами-хаузами и колодцами. Вдоль улиц были прорыты арыки. Из Ахтубы вода

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 12' 2 0 0 2

14