Техника - молодёжи 2003-02, страница 55длину и 100 м в ширину. К нему примыкала гончарная выселка, протянувшаяся метров на триста вдоль древней дельтовой протоки реки Урал. Город необычен по планировке. В отличие от многих золотоордынских городов, имеющих усадебную планировку, Лаэ-ти спланирован четко. С борта вертолета, с двухсотметровой высоты, его планировка отлично просматривается и без раскопок: вдоль главной, относительно широкой улицы тянутся отдельные кварталы. Как выяснилось при исследовании, кварталы принадлежали мастерам различного профиля. Среди них были ювелиры, которые изготовляли из золота нашивные бляшки-розетки и серьги в виде знака вопроса; а также косторезы: костяные перстни, обломки костяных гребней, пиленые обрезки костей мы находили в других местах города, видимо, в квартале косторезов. В третьем квартале обнаружили обилие рыбьей чешуи и рыбьих костей; ясно, что здесь перерабатывали и заготавливали продукты из ценных пород рыбы — осетра, белуги, стерляди. Большой квартал на северной окраине города занимали ремесленники, выплавлявшие медь. Там делали из нее перстни, браслеты, посуду, зеркала. Заодно в этом квартале изготовляли изделия из стеклянной пасты: бусы, подвески, перстни, браслеты. Брако ванные украшения, найденные при раскопках, указывали на то, что именно здесь производили стеклянные обереги — «глазчатые» бусы всевозможных расцветок и размеров, от бисера до крупных бусин, предназначенных для охраны домашних животных от сглаза. Но, к сожалению, пока не удалось найти и исследовать печи, в которых плавили пастовое стекло и готовили полуфабрикаты. Зато мне в свое время посчастливилось найти и раскопать первую золо-тоордынскую мастерскую по производству стеклянных украшений — оберегов. Это случилось в столице Золотой Орды — Сарай-Бату (Селит-ренное городище на реке Ахтубе в Астраханской области). Здесь — в отличие от Лаэти — делали сердцевидные плоские подвески: желтые, зеленые, черные с ярким «глазом» в центре. Обычно «глаз» состоял из красного или белого кружка, окольцованного Лаэти. Раскоп. XIV в. Графическая реконструкция города Лаэти. белыми «ресничками», и выглядел очень убедительно. В Сарай-Бату были обнаружены и печи для варки пасты. А множество бракованных изделий позволило установить технологию производства. Из расплавленного стекла — цветной пасты — мастер делал бусину или подвеску. Затем брал изготовленный заранее стеклянный пастовый красный стержень с впаянными в него по окружности белыми нитями и утапливал его в мягкое еще тело бусины или подвески, а после разогрева «откусывал» от стержня впаянный «глаз». (Работа эта настолько проста, что, мне кажется, под силу любому современному предпринимателю.) Любопытно, что при всей разности изделий из Лаэти и Сарай-Бату общим было то предпочтение, какое отдавалось оберегам. Видимо, на них был большой спрос. Да и как ни быть ему, когда каждый шаг в той жизни грозил опасностью... 53
|