Техника - молодёжи 2003-03, страница 40смысла. Еще долгое время никто у нас толком не представлял, что же с ней делать. Меж тем наступил 1996 г. В России уже сформировался рынок техники кино... В ЭТО ВРЕМЯ ИЗ ГОЛЛИВУДА возвращается Багир Рафиев Он полностью владеет устройством стедикам им приобретен полноценный опыт работы в большом кино Багир уверен что оказался тогда в нужное время и в нужном месте. Но чтобы умело воспользоваться таким удачным совпадением, многое прежде должно было «совпасть» в нем самом. Багир Рафиев родился в 1959 г в Баку. Учась в школе, занимал призовые места во Всесоюзных олимпиадах по физике и математике. Осуществленной юношеской мечтой стал для него Ленинградский институт киноинженеров Окончив его и отслужив в армии после года работы на киностудии молодой инженер-киномеханик поступает во ВГИК на операторский факультет: работа в цехе съемочной техники показалась скучной. По окончании ВГИКа сразу же начал снимать. Поначалу много работал как документалист (в том числе в Прибалтике и Карабахе).. В 1993 г. Багир поехал в Париж где в качестве оператора снимал фильм начинающего режиссера Рафи Питтса «Саландар». На старейшем фестивале в Сан-Франциско картина удостоилась награды за операторское мастерство Приз Багиру Рафиеву вручал сам Аки-ра Курасава. От Сан-Франциско до Лос-Анджелеса — пять часов езды на автомобиле. Багир направился в Голливуд, не желая упускать свой шанс. Там он много и целенаправленно работал, но с самого начала понимал, что оставаться насовсем не хочет Одной из главных причин по которым он вскоре оказался в России, было то, что в Америке по его словам, к оператору, работающему со стедикам (а именно там он начал работать с этим устройством), относятся больше как к техническому специалисту, нежели художнику. Он же искал максимальной свободы для творчества. Когда оператор вернулся в Россию, в его личном распоряжении были комплект стедикам 4-го поколения (выпуск 5-го планировался не ранее 2002 г.), ценные знания и навыки, а также профессиональная уверенность в собственном мастерстве. Даже теперь, когда таких аппаратов у нас в стране уже несколько конкурировать с Рафиевым никто не может. Тогда же он был не только первым, но и единственным. Его сразу пригласил режиссер Бернард Роуз, снимавший в Петербурге «Анну Каренину» с Софи Марсо в главной роли Затем последовала работа в большом проекте А. Кончаловского «Одиссей», фильме П. Чухрая «Вор», картине С. Михалкова «Сибирский цирюльник»... С тех пор количество фильмов, в которых используется стедикам (равно как работа самого Баги-ра Рафиева), в России заметно возросло, а в Европе без применения этой системы уже не снимается ни один фильм. Стедикам стал необычайно востребован при создании рекламных роликов и музыкальных клипов. . Когда Багир готовится к съемке и закрепляет на себе необходимые приспособления, он выглядит почти как герой Шварценеггера, перетянутый патронташем и обвешанный прочей военной амуницией. Но совсем не воинственный взгляд и установленная предварительно камера выдают мир ные намерения человека в тяжеленной экипировке. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗДАНИЕ ФИЛЬМА сегодня предполагает использование стедикам. Даже там. где не обойтись без ручной камеры, скорее всего, будет иметь место сочетание разных способов съемки. Несмотря на то, что использование ручной камеры ограничивается в наши дни долями процента, вряд ли когда-нибудь она будет полностью вытеснена стедикам или какой-либо другой системой. Так считает и Багир Рафиев. Существуют задачи, когда лучше всего взять камеру в руки. Снятые в свое время фильмы «Летят журавли» и «Неотправленное письмо» — классика отечественного кино — даже сегодня потребовали бы именно такого способа сьемки. То есть — работа ручной камерой как прием. Сама мотивация ее использования должна быть очень высокой. В целом же, стедикам по качеству движения принципиально превосходит ручную камеру. В отличие от других движущихся систем — камеры на тележке или кране — эта не ограничена возможностью проложения рельсов в географическом пространстве данной сцены. Стедикам позволяет передвигать камеру абсолютно свободно, независимо от неровностей поверхности. Так же, как мимика лица, вообще лицо требуют крупного плана и снимаются чаще всего неподвижной камерой, стедикам незаменим когда сцены происходят в динамике. Камера способна «аккомпанировать» ге Съемки клипа на песню в исполнении В. Меладзе. |