Техника - молодёжи 2003-03, страница 65

Техника - молодёжи 2003-03, страница 65

рез несколько дней он будет назначен командующим 46-й армией, защищающей Западный Кавказ, — принимает решение усилить оборону по долине реки Маруха двумя батальонами 810-го стрелкового полка и минометчиками 174-го горнострелкового полка. «Минометы доставить на высоты горными фордами». Все заулыбались: горными фордами прозвали на Кавказе вьючных ишаков во время строительства (1937 — 1939) высокогорной гостиницы «Приют одиннадцати» на Эльбрусе.

Дверь в комнату, где проходит совещание, открывается, и адъютант докладывает: «Товарищ генерал-майор! Военный патруль доставил в штаб двух лазутчиков в альпинистском снаряжении. Они уверяют, что свои, и посланы к вам для прохождения службы». — «Документы проверили?» — «Да. Один, старший по званию, — инженер 3-го ранга, Гусев, другой — лейтенант Гусак». — «Давай, веди их сюда, посмотрим, что за гуси».

Один за другим в комнату входят двое, за ними — красноармеец с винтовкой с примкнутым штыком. «Диверсанты» в штормовках с откинутыми капюшонами, в поднятых на лоб черных очках; шаровары заправлены в высокие шнурованные ботинки. Встав рядом и шлепнув каблуками, доложили: «Товарищ генерал! Военинже-нер 3-го ранга Гусев и лейтенант Гусак прибыли в ваше распоряжение». — «Та-а-к, а где же ваши ледорубы и... веревка, товарищи «диверсанты»?» — спрашивает, ухмыляясь, крутолобый, с огромными залысинами Леселидзе, узнав в круглолицем человеке с пшеничными волосами, прижатыми защитными очками, A.M. Гусева. — «Они здесь, в приемной, товарищ генерал, — докладывает адъютант. — Мы их сразу отобрали у подозреваемых». — «Хорошо. Где-то я вас уже видел, товарищ во-енинженер 3-го ранга. Говорите, кто вас сюда послал». — «Бригадный комиссар 46-й армии В.Н. Емельянов направил нас в ваше распоряжение. А виделись мы с Вами, Константин Николаевич, на одной из традиционных альпиниад Рабоче-крестьянской Красной армии, проводившихся на Эльбрусе с 1936 г. Я там работал наблюдателем метеостанции «Приют девяти», одновременно выполняя обязанности инструктора альпинизма». Воцарилась тишина. «Хорошо, дорогой, — нарушил паузу хозяин. — Рады вас видеть на нашем участке фронта. Знакомьтесь, товарищи. Заслуженные мастера альпинизма: Александр Гусев — 17 февраля 1934 г. он, вместе с начальником метеостанции B.C. Корзуном, поднялся на Эльбрус — и Николай Гусак. Оба — инструкторы школы военного альпинизма». Присутствующие обомлели — вот так диверсанты! Раздался дружный хохот. «Хороши гуси!» — «А командиру патруля, — вытирая выступившие от смеха слезы, говорит Леселидзе, — объя

вить благодарность за бдительность. Известны случаи поимки егерей, проникающих в наши части. Переходим к делу. Подсаживайтесь к столу. Смотрите, — показывает на карте, — вот — Марухский перевал; вот — долина реки Марухи; ледник, с которого она берет начало. Немцы пока еще на той стороне, но замысел их понятен — перевалить через ледник и спуститься сюда к нам, в Сухуми, отогреваться. Задача — устроить им баню на подступах к перевалу. Какие будут предложения? В первую очередь ваши, товарищи инструкторы».

«Разрешите, товарищ генерал? — просит слово A.M. Гусев и продолжает, получив согласие. — Особенности горного рельефа диктуют необычные условия боя на горизонтальной и вертикальной местности. Да и линия фронта весьма условна. Как в воздушном бою. Поэтому кто владеет высотами, тот и будет в выгодном положении. Мы предлагаем для ликвидации противника, засевшего на вершинах, использовать индивидуальные воздушные шары изобретателя О.Н. Карасюка. Они компактны, укладываются в парашютный ранец, а наполняются сжатым газом из баллончика. Еще для быстрого подъема по отвесным стенам верхолаз Ю.В. Суходровский предложил несложное шагающее устройство. Если скрытно забросить шаром канат на карниз скалы и закрепить его, то мы быстро подскочим вверх на аппарате Суходровского». «Хорошая фамилия у товарища Суходровского, — размышляет К.Н. Леселидзе. — Сухие дрова. Как они нужны нашим бойцам там, наверху, на ледниках». — «У нас есть изобретатель, правда, сейчас он находится в районе Эльбруса, — Сагаков, так он навыдумывал много всяких печек и посудин с нагревом от порохов и толовых шашек». —

«Молодцы! Действуйте! По-суворовски. Без единого поражения провел Александр Васильевич свою армию из Италии через Альпы в Австрию! Противостоявший фельдмаршалу французский генерал Мас-сена заявил, что отдал бы все свои победы за один Швейцарский переход Суворова. Действуйте, — повторил Леселидзе. — как Суворов, как его соратник Багратион, герой Бородинского сражения».

Дымом затянуло перевалы

В 45 км севернее Сухуми, на развилке дорог, от которой круто вздымается вверх к селу Лата горный путь, собрались под каштаном омсбоновцы во главе с A.M. Гусевым. С гор доносится канонада, слышны недальние разрывы снарядов. Задача группы — организация диверсий в тылу егерей горных войск «Эдельвейс». «Противник умен, натренирован и беспощаден, — характеризует врага Гусев. — Нам предстоит сбить наблюдательный пункт на горе Пшиш, который координирует действия егерских частей на Марухском перевале. План операции будет уточнен на месте после рекогносцировки». Группа уходит наверх, к перевалу. Все ближе грохот боя. Уже чувствуется высота, становится труднее дышать. Наконец на поднебесных кручах видны скальные окопы и ячейки наших бойцов. Они ведут огонь по егерям, идущим в атаку под прикрытием валунов и льдов. Хотя у группы приказ не ввязываться в стычки с немцами, альпинисты не выдерживают и сверху из снайперских винтовок выбивают маскирующихся меж камней автоматчиков. Егеря откатываются вниз за ледниковый карниз. Командир батальона капитан Ш.С. Гоберидзе благодарит Гусева за поддержку: «Спасибо, дорогой! Вовремя вы оказались на перевале! Шакалы бежали, поджав хвост. Знают, кто здесь хозяин. Это наши горы! Они нам помогают. Я здесь каждую тропку знаю». Гусев представляется капитану и обращается к нему с просьбой: «Шота Сергеевич, не могли бы вы дать нам проводника, знатока здешних мест?» Гоберидзе задумался: каждый боец на счету, тем более из местных — горец десятерых степняков стоит. Гусев видит эти сомнения: «Не волнуйтесь. Воздастся сторицей», — на старорусский манер подбадривает он капитана, — ударим в нужный момент с тыла в хвост егерям».

Проводник привел отряд к горе Пшиш. На высоте 2000 м расположились на привал. Выше — облака и... немцы. Они перекрыли все тропы и возможные пути к вершине. На скальных площадках расположились пулеметные расчеты и наблюдательные посты. Единственная возможность проникнуть в расположение егерей — скалистая стена с северо-запа-да. Этот сектор немцы считают неуязвимым по двум причинам: неприступен и расположен с их тыла. К стене выходит инже

ТЕХНИКА — МОЛОДЕЖИ 3 2 0 0 3