Техника - молодёжи 2003-06, страница 16

Техника - молодёжи 2003-06, страница 16

еще богаче на новые идеи. И поняв, что с иностранцами каши особо не сваришь, Бабаян разработал стратегию нового микрочипа, который должен был лечь в основу отечественного суперкомпьютера, способного показать быстродействие, как уже говорилось, в 3 — 5 раз выше, чем Merced.

Это первый, но не единственный подвиг наших Гераклов. Они еще сумели разработать технологию, обеспечивающую полную совместимость их чипа с любой операционной системой. А это значит, что на новой машине будут работать и все старые программы, причем еще быстрее, чем раньше. Есть и третье преимущество — новый процессор позволит начисто забыть, что такое компьютерные вирусы. Машина настолько тщательно проверяет сама себя по ходу дела, что ни один вирус не подойдет к ее «жизненно важным органам» и на пушечный выстрел. Образно говоря, у нового компьютера будет исключительно сильная иммунная система. Более того, наши специалисты ныне знают, как и Интернет сделать безопасным, лишив всех хакеров их любимого занятия.

Новый микропроцессор продолжает развивать направление, которое коллектив института начал разрабатывать еще в 1986 г. Подтверждением правильности выбранного пути стал первый российский процессор «Эльб-рус-3», созданный в 1991 г. Построенный по старой, даже по тем временам, кристальной технологии, он, тем не менее, по производительности вдвое превзошел аналогичную разработку американца Сеймура Крэя — процессор суперЭВМ Cray Y-MP.

Каким образом удалось это сделать? Пояснить ситуацию можно, по

жалуй, при помощи такой аналогии. Представьте себе дорожную пробку. Американские автомобилисты покорно ждут, пока она рассосется. В крайнем случае, позволяют себе подвинуться вперед по обочине. Наши действуют решительнее и изобретательнее. Тут же сворачивают в переулки, некоторые ухитряются воспользоваться проходными дворами... И, в конце концов, оказываются на месте раньше, чем если бы просто ждали.

Технологические новшества Е2К еще более впечатляют, чем архитектурные, — новый процессор, по идее, должен реализовать значительно лучшую схемотехнику, чем, например, та, которая используется в процессоре Alpha 21264. Причем технология, заложенная в Е2К, позволит в ближайшие несколько лет создать не только мощнейшие суперкомпьютеры, но и «карманные» персональные компьютеры с небывалыми ранее возможностями. Они смогут выполнять функции «карманных переводчиков», распознавать устную речь и выводить ее в виде печатного текста и т.д.

SUN СВЕТИТ НЕ ВСЕМ. В общем, к началу нового века у нашего процессора обнаружилась масса достоинств и один, но весьма существенный недостаток. Этот чип... не существовал. Даже в виде опытного образца. Он «жил» только в чертежах и расчетах. А для создания первого экземпляра требовалось около 60 млн долл

Первый запрос в правительство о финансировании приоритетного проекта долгое время оставался без ответа. Хотя еще в конце 2000 г. тогдашний министр промышленности, науки и технологий Александр Дондуков позволил себе сделать сенсационное

заявление: «Скоро в России будет создан свой суперкомпьютер, причем в нескольких вариантах. По возможностям информационных средств мы обгоним Западную Европу и поделим 2-е и 3-е места с Японией».

Но пока наши чиновники хвастались, зарубежные действовали. Как уже говорилось, проект Е2К поначалу финансировался фирмой Sun. Но наши специалисты сумели вовремя спохватиться. Бабаян пояснил: «Если бы мы и дальше работали с Sun, то все принадлежало бы им. Хотя 90% работы было выполнено еще до появления Sun...».

Тем не менее утечка мозгов и идей продолжается. Прекратить это можно лишь одним способом — довести перспективную разработку до товарного образца самим и как можно быстрее.

Каково состояние дел на сегодняшний день? Именно этот вопрос я и задал Борису Арташесовичу Бабаяну И вот что услышал в ответ.

Ныне специалисты, занимающиеся непосредственно доводкой микропроцессора Е2К, выделены в особое подразделение, получившее правительственное финансирование. Однако, к сожалению, нельзя сказать, что деньги обрушились на наших исследователей этаким тропическим ливнем. Их хватит лишь на то, чтобы к концу года довести до ума и сдать в производство так называемый «библиотечный вариант» процессора. То есть у него будет уже почти проектная архитектура, но все еще меньшая тактовая частота, а значит, и более низкое быстродействие, чем задумывалось.

Конечно, мечта стоит дорого. Но неужто не найдутся средства на осуществление идеи, которая способна принести нам не только вселенскую

Н:

|екоторые фундаментальные законы физики настолько просты и очевидны, что в их справедливости никто не сомневается и их проверкой никто не занимается. В частности, это касается закона Ома, согласно которому сила постоянного тока в цепи (во всяком случае, при его малой плотности) равна частному от деления напряжения на сопротивление: I = U/R. Из этого следуют и другие правила электротехники. Например, согласно закону Джоуля — Ленца, тепло W. выделяемое на сопротивлении R, прямо пропорционально падению напряжения на нем U, силе тока I и длительности его прохождения t, то есть W = R-U-l-t. Поэтому если в замкнутую цепь последовательно включены два одинаковых сопротивления, то на них в единицу времени должно выделяться одно и то же количество тепла. Кажется совершенно очевидным, что, минуя первое сопротивление, электроны не способны ни приобрести дополнительную энергию, ни потерять ее.

Но действительно ли выполняется закон Ома для сопротивлений всех ви

и

л

дов при малых плотностях тока? Заинтересовавшись этим вопросом, я выполнил серию нехитрых экспериментов. Два, по возможности, одинаковых сопротивления я включал в цепь постоянного тока, а рядом с ними прикреплял датчики чувствительных термометров. Каждое сопротивление вместе со «своим» датчиком помещалось в отдельный термостат.

В первых опытах в качестве сопротивлений я использовал лампы накаливания (рассчитанные на напряжение 2,5 В и ток 0,15 А). Включив ток (его источником служили понижающий стабилизирующий трансформатор и выпрямитель, включенные в бытовую цепь напряжением 220 В), я на протяжении часа измерял температуру в термостатах; затем менял лампы местами и повторял измерения. Пять серий подобных экспериментов показали, что металлические сопротивления выделяли количество тепла в полном

УСТАЮТ?

соответствии с классическими законами электротехники, причем независимо от того, в каком месте эти сопротивления ни находились.

Измерения с использованием сопротивлений других типов я не проводил, но выполнил опыт, используя в качестве сопротивления электролитические ячейки, в которых на электродах из нержавеющей стали разлагалась обычная водопроводная вода; результат опять-таки не выявил никаких аномалий.

Но если электролиз воды выполнялся в пористой, неоднородной среде, картина оказывалась совершенно иной. Электролитические ячейки я заполнял смесью кварцевого песка и водопроводной воды, подкисленной для лучшей электропроводности несколькими каплями соляной кислоты (что, вообще говоря, не обязательно). И первые же эксперименты дали поразительные результаты, не соответст-

ТЕХНИКА — МОЛОДЕЖИ 6' 2 0 0 3