Техника - молодёжи 2003-06, страница 13

Техника - молодёжи 2003-06, страница 13

же клочка несгоревшей бумаги, а пепел смешать с землей и закопать Приказ был незамедлительно исполнен, пакеты (кстати, горевшие не очень-то споро) уничтожили, и их содержимое так и осталось для всех тайной. А когда после соответствующих формальностей вскрыли оставшийся пакет, то с немалым удивлением обнаружили там около 300 плакатов «Родина-мать зовет!». Что с ними нужно было делать, объяснять никому не требовалось и их расклеили в городе поздним вечером все того же 22 июня.

Вот такая история. Если это вымысел, то с какой целью мой собеседник поведал его мне, случайному встречному?

Допустим, что все сказанное моим попутчиком — правда Тогда получается, что эти плакаты были изготовлены как минимум за полгода до начала войны, ведь секретный пакет, в котором они находились, поступил в военкомат (вкупе с двумя другими, также секретными пакетами, впоследствии уничтоженными) еще в конце 1940 г. Невероятно9 Может быть. Но эта история позволяет без проблем объяснить, каким образом плакаты «Ро-дина-мать зовет!» появились на улицах городов и других населенных пунктов необъятного Советского Союза так быстро...

У ВСЯКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА есть автор. Этот плакат создал Ираклий Моисеевич Тоидзе (1902 — 1985) И.М. Тоидзе и его отец — Моисей Иванович Тоидзе (1871 — 1953)входили в сравнительно небольшую когорту деятелей искусства, которые были в числе любимцев Сталина (Тоидзе-старшему в 1953 г. пожаловали звание народного художника СССР, младший двумя годами ранее стал заслуженным деятелем искусств РСФСР, а до того — в 1941, 1948, 1949 и 1951 гг — удостаивался Государственных премий СССР). Сам И.М. Тоидзе, понятно, не отрицал своей причастности к созданию этого шедевра агитационного искусства Великой Отечественной, но предпочитал не распространяться о том, когда и в каких условиях работал над ним. Согласно версии, с которой в 1984 г., во время отдыха в Туапсе, я познакомился в одной из местных газет, осенью 1940 г. художника якобы срочно вызвали к Сталину. Тот принял его с подобающим кавказским гостеприимством, а затем предложил подготовить агитационный плакат для... грядущей в скором времени войны

РОАИНА-МАТЬ

ЗОВЕТ!

произведения, которое на все времена

Тоидзе был поражен, но все же отважился спросить Хозяина — с кем. Сталин выдержал паузу, но на вопрос не ответил, дал лишь понять, что война не за горами. Потом пояснил что нужен плакат, который подходил бы нам как в ситуации, когда наши войска находятся в наступлении, так и на тот случай, если бы им пришлось перейти к обороне и предупредил, что все это, естественно, должно оставаться строжайшей тайной вплоть до начала боевых действий.

Когда же, все-таки, создавал И.М. Тоидзе «Родину-мать»? Ответа на этот вопрос у меня нет Ясно лишь одно: не 22 июня 1941-го, и, судя по вышесказанному, вообще не в 1941-м. Надо полагать, что указание, полученное от самого Сталина, Тоидзе принял как руководство к немедленному действию Если достоверны и рассказ моего вагонного собеседника, и публикация в районной газете Туапсинского района Краснодарского края, получается что этот плакат появился где-то осенью 1940 г. Тогда становится понятным, почему графический ряд и текст плаката не отражают реалий со-ветско-германского или какого-либо иного противостояния перед Тоидзе во время работы над этим плакатом не было образа конкретного врага. Но, возможно, отчасти именно поэтому творение художника вышло за рамки сиюминутной агитационной графики, обретя черты художественного

ВОЗНИКАЮТ ТРИ ВОПРОСА

Зачем плакат заготовили тогда, когда о войне с Германией и даже о возможности таковой в открытой печати не говорилось?

Что представляло собой содержимое двух других пакетов и почему их приказали уничтожить, не вскрывая?

И наконец, когда должен был наступить «день М», который значился на грифе секретности каждого из этих пакетов? То, что этот день — не 22 июня 1941 г., не вызывает сомнений: в противном случае «сверху» поступил бы приказ на вскрытие всех трех пакетов.

Вопросы, вопросы, вопросы...

Можно, конечно, допустить Сталин, будучи, преж де всего, прагматиком, допускал возможность столкновения с Германией, Японией или какой-либо другой державой. Потому и позаботился об агитационном оформлении будущей войны с любым врагом. А чтобы не вызывать ненужных слухов ни в своем народе, ни в стане вероятного противника, приказал держать в строжайшем секрете как содержание этого плаката, так и сам факт его создания.

Что же находилось в двух других секретных пакетах, о которых рассказал мой попутчик? Не приходится сомневаться, что в них также были листы, по размерам аналогичные плакату «Ро-дина-мать зовет1». Но плакаты, предположительно находившиеся в этих двух пакетах, видимо, никак не могли быть соотнесены с той военно-политической ситуацией, которая сложилась 22 июня 1941 г. Поэтому из Центра и последовал приказ уничтожить их, не вскрывая. Что было на них изображено и написано, мы, вероятно, уже никогда не узнаем. Ясно одно: эти два плаката предназначались не для войны с нацистской Германией. Но тогда для войны с кем?

ЮЖНЫЙ СОСЕД СССР ИРАН, не обладая ни промышленной, ни тем более сколько-нибудь значительной военной мощью почему-то всегда вызывал у вождя смутное, неосознанное беспокойство. Возможно, потому, что Сталин хорошо знал о многовековой вражде между его родиной — маленькой Грузией и Персией, следствием которой были многочисленные опустошительные набеги иранских захватчиков на грузинские земли. Вождя несколько успокаивало наличие договора между Ираном и СССР от 1921 г

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6 ' 2 0 0 3

11