Техника - молодёжи 2003-06, страница 15

Техника - молодёжи 2003-06, страница 15
проблемы и по

ИСКИ

некоторые характеристики разрабатываемого ею процессора Е2К, который пока существует только на бумаге, а точнее — в виде компьютерных файлов.

Если Е2К воплотить в кремнии на современном технологическом уровне, он будет работать с тактовой частотой 1,2 ГГц, иметь в 3 — 5 раз большую производительность и вдвое меньшие энергопотребление, размеры и себестоимость чем, например, Merced — самый быстрый процессор следующего поколения американской корпорации Intel, крупнейшего мирового разработчика и производителя микрочипов.

Благодаря оригинальной технологии, Е2К совместим и со всеми программами, написанными для ны нешних «Пентиумов», и с архитектурой Merced, имеет «непробиваемую» защиту программ и данных от вирусов и чужих глаз. Американским фирмам только предстоит этого добиться

Сообщение вызвало большой резонанс на Западе. Самый авторитетный в микропроцессорной индустрии журнал «Microprocessor Report», издающийся в Силиконовой долине напечатал посвященную «Эльбрусу» статью под заголовком «Русские идут». В статье отмечается удивительное сходство методов, использу-

БАБАЯНА

емых группой Бабаяна, с теми, которые применяют в своих процессорах Intel и Hewlett-Packard (проект Merced) и компания Transmeta. Это не случайно: руководители обоих проектов в начале 90-х гг. имели возможность обстоятельно изучить идеи команды Бабаяна.

«Заявления Бабаяна относительно Е2К, — пишет автор статьи об «Эльбрусе», — показались бы невероятными, если бы не то доверие, которое вызывает эта команда...».

У ПОДНОЖИЯ ГОРЫ. Давайте и мы попробуем понять, каким же образом нашим специалистам удалось достичь заоблачных вершин. Да еше в компьютерном деле, которое, вроде бы, издавна считается вотчиной американцев да, быть может, еще японцев. .

Бабаян вспоминает что, когда в конце 1950-х гг. он с друзьями стал вести разработки в области вычислительной техники, никто не верил, что из этого может получиться что-либо путное. Но вчерашние школьники взяли и придумали для ЭВМ самую быструю арифметику.

— Это моя студенческая работа, я ее доложил на университетской конференции в 55-м году, — вспоминает Бабаян, — но никто ее всерьез тогда не воспринял...

Между тем на Западе додумались до подобной идеи лишь год спустя. И она исправно работает вот уже почти полвека.

— В 1986-м мы принялись за разработку новой архитектуры. «Эльбрус-3» появился в 91-м, когда на Западе о подобной технологии никто даже

Одно из важнейших применений суперЭВМ — в метеорологии.

Суперкомпьютеры и сегодня выглядят

так...

не начинал думать, — продолжает Бабаян. — А мы уже отлаживали готовую машину То был шкаф, который жрал огромное количество электричества, имел технологический подпол, водяное охлаждение... В общем, сплошная головная боль! Но все равно наша ЭВМ была вдвое быстрее, чем самый современный американский процессор. Однако их чип стоил долларов двести, а нашу машину даже военные не потянули — дико дорого!..

Та же история повторилась и при создании «Эльбруса 3-1». Там, где у американцев стоит просто кристаллический кубик, который обдувают при работе холодным воздухом, а то и просто погружают в жидкий азот или иной сжиженный газ для более эффективного охлаждения, нашим компьютерщикам приходится «огород городить». На микромодуль размерами 3x3 см с тыльной стороны накладывается гидрорадиатор, через который по двум трубочкам прогоняется охлаждающая жидкость Платы с микромодулями вставляются в раму, подобно стеклам балконной двери. Алюминиевая рама, в свою очередь, заключается на шарнирах внутри «стояка» аппаратного шкафа

А в итоге машина занимает огромный зал, в котором впору спортом заниматься, хотя — при соответствующей микроэлектронной технологии — могла бы разместиться всего в нескольких шкафчиках, скромно стоящих у стены этого зала.

Вот, оказывается, почему сами разработчики не очень-то советовали мне расхваливать тот «Эльбрус».

МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ ЧИП ПОСТРОИМ? С лета 1991-го начинается новейшая история нашей страны и команды Бабаяна. Пока на улицах Москвы грохотали танки, представитель Hewlett Packard Питер Розенбладт и Дэвид Дитцел из Sun Microsystems общались с архитектором «Эльбру-сов» Обе фирмы предлагали сотрудничество, но Sun была первой.

— А потом мы прочли, что Розенбладт возглавил новый проект Hewlett-Packard — разработка микропроцессоров, — вспоминает Бабаян — В 1994 г. они заключили контракт с Intel, там взяли их технологию, и получился Merced. Наверное, в воздухе витали идеи... А мы работали три года с Sun. Дейв хотел, чтобы в Sun полностью перешли на нашу технологию, но было много других проектов, в Sun не решились, а потом Дитцел ушел и организовал свою фирму. Недавно он опубликовал свои патенты, и мы увидели, что он делает почти нашу машину .

Вот так-то, граждане Разговаривайте с иностранцами осторожно, особенно если у вас есть ценные идеи. «Приватизируют» тут же и спасибо не скажут!

Тем не менее Россия была всегда богата талантами, а эти таланты —