Техника - молодёжи 2003-07, страница 14

Техника - молодёжи 2003-07, страница 14

мами. Более того, пока они будут воспроизводить то, что я делал вчера, я выведу на рынок еще более новый продукт Если я не допущу крупных просчетов в том, что действительно требуется рынку, они не догонят меня никогда.

Итак, мы имеем четыре основных способа защиты результатов интеллектуальной деятельности это защита юридическими средствами (включая патентование), засекречивание, дополняющие активы и высокая скорость выведения нового продукта на рынок. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что изобретатель и его предприятие, если они хотят чтобы плоды их интеллектуальной деятельности не утекли в чужие руки, должны научиться пользоваться всем арсеналом этих средств. Разберемся, какие рекомендации существуют на этот счет.

Самое общее соображение в связи с выбором стратегии защиты результатов своей интеллектуальной деятельности заключается в том, что изобретатель и/или его предприятие должны разобраться с познавательной средой, сложившейся вокруг данного изобретения Ведь оставаясь реалистами, мы должны предположить, что удачные идеи могут прийти в голову не только нам, но и нашим конкурентам, уже существующим или будущим. Другими словами, нужно понять, как много людей (конкурентов) участвуют в гонке И здесь возможны две крайности: на одном полюсе находится ситуация, когда новая удачная идея пришла в голову мне одному (конкурентов нет), а на другом — ситуация, при которой близкие идеи осваиваются многими потенциальными соперниками (гонка «ноздря в ноздрю») Если бы мы могли диагностировать, к какому из этих двух полюсов ближе наша ситуация, то смогли бы выбрать правильную стратегию защиты своих идей. В первом случае, когда на горизонте ни кого не видно, большой смысл имеет засекречивание. Во втором, когда с близкими идеями носятся много разных людей (конкуренты), важны патентование и эффективность процесса инноваций, то есть скорость вывода продукта на рынок

Итак, первый крупный вопрос, ответ на который должен найти изобретатель, звучит просто: кто мои конкуренты? Проблема, однако, заключается в том, что на рынке реально пока еще никого нет. Все до поры до времени сидят в подполье и работают над своим продуктом. Поэтому и анализ, позволяющий сделать вывод о конкуренции, затруднен. Тем не менее кое-что можно предпринять и в такой непростой ситуации. Первое, что должен сделать изобретатель, это напрячься и постараться представить, кто бы в принципе мог стать его конкурентом. Как вообще это случилось, что я стал заниматься этим вопросом? Реалистически настроенный изобретатель должен отказаться от соблазна ответить на этот вопрос слишком просто «Ну, как же? Ведь это моя уникальная прозорливость, знания и творчество!».

Всегда существуют какие-то более реалистические объяснения. Я прочел интересную статью, которая меня захватила. Я столкнулся с проблемой, которую должен был решить. Я был на выставке и увидел там интересные вещи, которые подвигли меня на собственные размышления. Я был на лекции нобелевского лауреата, и его идеи повлияли на меня Другим словами, если как следует покопаться в себе и постараться проследить родословную идей, воплощенных в моем детище, всегда можно найти некоторый стартовый пистолет, выстрел которого стал отправной точкой моих размышлений и экспериментов.

Если так, то мы можем задать себе новые вопросы. Сколько человек могли прочитать те статьи, которые так захватили меня? Как много людей могло столкнуться с проблемой, которую я был вынужден решить? Сколько других людей могло видеть на выставке ту машину, которая произвела на меня столь неизгладимое впечатление? Как много людей могло общаться с тем выдающимся ученым, чьи идеи оказались для меня столь плодотворными? Эти и другие подобные вопросы призваны привести изобретателя в чувство, вернуть к реальности. Практический опыт говорит о том, что в подавляющем числе случаев похожие идеи либо уже циркулируют в головах многих людей, либо они уже не циркулируют, так как были отвергнуты в связи с их коммерческой несостоятельностью. Тут, правда, нужно иметь в виду, что если идея отвергнута другими людьми, это еще не означает, что ей вынесен окончательный приговор. Бывают случаи, когда отвергнутые идеи все-таки реализуются. Однако это происходит не так часто, как хотелось бы. Поэтому если изобретатель сталкивается с такой ситуацией, он должен задать себе новые вопросы, суть которых сводится к одному: почему люди считают неперспективным то, что мне кажется очень важным?

Второй крупный вопрос, который должен выяснить изобретатель, звучит так: где протекают главные потоки тех знаний, которые образуют область моего интереса? Ведь существуют учебные заведения, исследовательские институты и лаборатории, коммерческие фирмы (в том числе зарубежные), способные работать именно в тех сферах знаний, на которых выстроены и мои достижения. Участвую ли я каким-то образом в этих главных потоках знаний или я живу в своем параллельном мире? Если я стою особняком, то не упускаю ли чего-то важного, что уже достигнуто другими людьми? Если изобретатель все-таки контролирует то, что происходит в его сфере знаний (в том числе за рубежом), и по-прежнему видит уникальность своих предложений, то это существенно повышает вероятность того, что вокруг действительно никого нет.

Третий крупный вопрос, который дол жен поставить перед собой изобретатель, заключается в следующем: насколько быстро продвигаются передо

вики? Если изобретатель видит, что в области знаний, которая окружает его новшество, сосредоточены крупные силы существующих и потенциальных конкурентов, он должен понимать, что времени на коммерческую реализацию своего изобретения у него крайне мало. В такой ситуации единственный способ защиты — это высокая скорость выведения новых продуктов на рынок либо мощь своей организации. Если в такой ситуации новый продукт выводится с нуля, и он действительно хорош, то быстро продвигающиеся силы противника, скорее всего, прокатятся по нему асфальтовым катком В такой ситуации нужно как следует задуматься, стоит ли затевать самостоятельный бизнес. Может, и здесь лучше продать свое изобретение потенциальным конкурентам?

Наконец четвертый вопрос: насколько вероятно получение по-настоящему сильного патента? Сильный патент, обеспечивающий автору монополию на достаточно длительный срок, особенно важен для новых малых компаний. Новые малые фирмы не обладают значительными дополняющими активами, о которых мы говорили выше Создать их самостоятельно быстро практически невозможно. Вступить с кем-то в альянс — тоже понадобится время. Затруднена защита при помощи высокой скорости выхода на рынок Для этого тоже нужна сильная организация. Это особенно актуально, если новая компания предлагает действительно новый продукт. Ведь новый продукт потребитель должен «распробовать». Происходит это, как правило, не очень быстро Поэтому конкуренты успеют скопировать все самое ценное и к моменту, когда рынок действительно будет разогрет, придут туда со своим предложением. По этой же причине такой способ зашиты, как засекречивание, тоже не проходит. Таким образом, в качестве средства защиты остается только сильный патент, то есть патент, который невозможно обойти. Случается это крайне редко, поэтому изобретатель должен быть морально готов к тому, что его заработки, в лучшем случае, будут весьма умеренными.

Итак, мы видим, что защита результатов интеллектуальной деятельности — очень сложная проблема. Одного рецепта, который устроил бы всех, не существует. Патент на изобретение, на который так часто уповают авторы, во многих случаях не может предоставить существенных преимуществ Поэтому любой изобретатель, который хочет по-настоящему заработать на своем интеллекте, должен учиться пользоваться всем арсеналом средств, применяемых сегодня в очень жестком мире конкурентной борьбы. В противном случае успех будут праздновать совсем другие люди. ■

Евгений ЧЕРНЫХ, зам. генерального директора ЗАО «Виртуальный парк идей "Искра"» E-mail: ep-svob@aha.ru http://www. vpii.ru

Т Е X НИКА-МО ЛОДЕЖИ 7 2 0 0 3

12