Техника - молодёжи 2003-10, страница 32

Техника - молодёжи 2003-10, страница 32

Ночью крейсер отгонял японские миноносцы от поврежденного эскадренного броненосца «Император Николай I», на котором был возглавивший остатки эскадры контр-адмирал Н.И. Небогатов и его штаб.

Утром 15 мая эскадренные броненосцы «Император Николай I» и потерявший большую часть орудий «Орел», атакже броненосцы береговой обороны «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин» были окружены 27 японскими кораблями, в том числе 12 броненосцами и броненосными крейсерами. Небогатов велел остановиться и поднять белые флаги...

Поднял было сигнал о сдаче и «Изумруд», но ненадолго. Заметив интервал между группами кораблей противника, Ферзен приказал дать полный ход и ринулся на прорыв. Опомнившись, японцы бросились в погоню, но было поздно, к тому же русские всячески мешали их радиопереговорам. Не стоявшие у орудий матросы подносили уголь в кочегарки, а в топки лили масло и бросали дерево — оторвались...

Около 17 ч лопнул один из трубопроводов и ход снизился до 15 узлов. В горячке не заметили, как

16 мая проскочили Владивосток, и Ферзен решил отстояться до следующего дня в бухте святого Владимира. Входя в нее в ночь на

17 мая, «Изумруд» выскочил на камни у мыса Орехова. Попытки сняться задним ходом не удались, и Ферзен, опасаясь, что японцы захватят крейсер (их корабли подходили к Владивостоку), приказал уничтожить его. После подрыва носового и кормового погребов боезапаса начались пожары, разрушение «Изумруда» довершили взрывающиеся снаряды, оставшиеся у орудий. До Владивостока команда добралась пешком, а Ферзен за дерзкий прорыв 15 мая был награжден Золотым оружием.

Могло ли быть золото на «Изумруде»? Скорее всего, нет, и вот почему. Крейсеры типа «Новик» проектировали для разведки и борьбы с вражеским судоходством, а при встрече с превосходящими силами противника им следовало отходить к своим. Неравный бой был им противопоказан из-за слабой защиты — скосы палубы толщиной 37 — 51 мм и 70-мм прикрытия силовой установки. Сам «Новик» вышел из строя после схватки с парой японских крейсеров, получив 5 попаданий снарядами в надводную часть корпуса и 3 в подводную.

Но важно и другое: «Изумруд» до сих пор покоится у берега бухты свя

того Владимира. Исследователь Дальнего Востока В.К. Арсеньев видел его выступающие над поверхностью воды части вскоре после русско-японской войны недалеко от базы и порта во Владивостоке. Однако за минувшее столетие ни дореволюционные, ни советские специалисты не пытались достать столь ценный груз. Не потому ли, что они не хотели искать «черную кошку, которой нет в темной комнате»?

Владимир Савелов, инженер А БЫЛО Л И «ЗОЛОТО ЦУСИМЫ?»

Если под ним понимать английскую, французскую и немецкую валюту, то да. Каждый командир корабля располагал ею в ассигнациях и монетах, часть которых выдавалась офицерам и матросам при стоянках в иностранных портах при увольнениях на берег.

Окружение эскадры Небогатова и прорыв «Изумруда»

Но иногда франки и фунты стерлингов не требовались. Как вспоминал корабельный инженер эскадренного броненосца «Орел» В.П. Костенко, во французском порту Дакар «торговля, как в Виго (испанский порт. — B.C.), шла на русские деньги. Золотые десятирублевики считали за 25 франков». И еще — в «Носси-бе на судовые средства были приобретены туфли с ботинками для машинной команды».

Решение об отправке 2-й Тихоокеанской эскадры приняли 10 августа 1904 г. на Особом государственном совещании под председательством царя Николая II в присутствии адмирала Рожественского и морского министра. Определили порядок ее снабжения всем необходимым. Для

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 0' 2 0 0 3

17

этого правительство заключило договор с торговой фирмой Гинзбурга, которая нанимала грузовые пароходы для подвоза эскадре угля и продовольствия. Опять сошлемся на Костенко: «Должен прийти от Гинзбурга пароход с мясом». Продовольствие доставляли суда русской компании «Добровольный флот» или крупного немецкого пароходства ГАПАГ, или других предприятий. При этом все расчеты с их представителями в России вело государственное казначейство, столь же централизованно оплачивали непредвиденные расходы. Поэтому Рожественскому не было нужды везти золотые слитки, рискуя потерять их вместе с кораблем в бою либо от неизбежных на море случайностей. Кстати, куда проще и безопаснее было бы доставить их во Владивосток под охраной по Транссибирской железнодорожной магистрали.

Заметим, о «золотом запасе» не упоминают в воспоминаниях Костенко и автор знаменитой «Расплаты» капитан 2-го ранга В. Семенов. Он участвовал в обороне Порт-Артура, при штабе Рожественского являлся заведующим военно-морского отдела, и поэтому был хорошо информирован о делах на эскадре. Не пишет о золоте в «Цуси-м е »

и служивший на «Орле» А.С. Новиков-Прибой, а он опрашивал многих офицеров и матросов. Молчали об этом и другие уцелевшие участники похода.

Впрочем, предположим, что слитки на одном из этих кораблей были. Можно ли их извлечь — ответ будет утвердительным. В 1928 — 1932 гг. итальянские глубоководники разгружали пароход «Египет», затонувший в Бискайском заливе на глубине 130 м после столкновения с другим судном. В 1941 г. подняли 34% золотых слитков из сейфов судна «Ниагара», которое после подрыва на мине у Новой Зеландии опустилось на грунт, на глубину 133 м. А в 20-е гг. японские водолазы смело опускались туда, куда не рисковали уходить их коллеги из других стран в обычном снаряжении.

Итак, легенду о золотой казне 2-й Тихоокеанской эскадры придумали два десятилетия назад японцы, чтобы замаскировать сугубо военную операцию. Но с какой стати ее подхватили и модифицировали в Южной Корее? Уж не по подсказке некоторых «друзей и союзников», которым было ни к чему засвечиваться кое в каких делах?

Что же, поживем и, наверняка, узнаем, ведь тайное сегодня, послезавтра станет явным... п