Техника - молодёжи 2003-11, страница 25всю жизнь, смогут быть закончены в полчаса. С такими скоростями развитие подобных наук достигает неумолимости океанического прилива. Вопрос в том готовы ли мы к такому темпу9 Инженеры склонны ассоциировать историю с прогрессом. Однако что в нашей истории вселяет уверенность в правильном использовании технологии? «Технология развивается в тысячу раз быстрее, чем люди способны менять уклад жизни», — говорит Джой, Кто нас создал, что мы есть: может ли киборг делать туже работу, что и человеческий мозг, с его сложностью, запутанностью интеллекта, эмоциями и чувствами J« Что плохого, если биоинженерия может «выключать» раковые клетки? • • • Если нанотехнология может выпускать приборы, продлевающие нашу жизнь? Расстроимся ли мы, если роботы будут выполнять за нас какую-то физическую работу? Джой так отвечает на эти вопросы: «Использование всех передовых технологий может привести как к {увеличению наших возможностей, так и к большим неприятностям. Например, ядерное вооружение, которое было самоограничено из-за своей дороговизны, принесло немало проблем человечеству» Нечто подобное также может повлечь за собой катастрофы и злоупотребления, обогащения отдельных людей или небольших групп. Различного рода деструктивные процессы будут усиливаться возможностью самовосстановления. Нанотехнология способна создавать вирусы, распространяющиеся без контроля и заполняющие планету. Умные роботы — делать копии себя и в конечном счете вытеснить людей. «Может появиться реальная угроза вымирания человеческого рода», — пишет •V Джой. Статья произвела настоящую сенсацию Теолог Леонард Свит из «Drew University» назвал ее «Откры-•в*(тым залпом XXI в.». Ученые воспри-няли статью серьезно, особенно те, • в« кто работает над проблемами воору- • « жения Говоря известными словами Роберта Оппенгеймера «У них имеется известный грех». Кроме того автор статьи не дилетант. Как изобретатель, проработавший более 20 лет с компьютерами, Джой имеет большой опыт. Правда, многие ученые считают, что он преувеличил опасность новых технологий. «Научно-фантастическое представление сильно отличается от настоящей нанотехноло-гии», — сказал Родни Брукс на недавней конференции технологов. Сам Джой говорит, — «Если вы думаете, будто кто-то хочет создать монстра Франкенштейна, то это заблуждение». И все-таки, чаще всего, прогресс технический обгонял рост сознания. Истинное понимание совершенных ошибок оценивается людьми только после произошедших катастроф. Уникальность человеческой жизни мы поняли после бесконечного множества войн; свободу личности нау чились ценить после рабства, и т.д. А что теперь? ЧТО МЫ БОИМСЯ ПОТЕРЯТЬ? Ширли Теккл, психолог и автор «Жизни на экране», сказала, что все проблемы и возможные последствия очень далеки. Ее собственная работа посвящена куклам-роботам, первая коммерческая версия которой появилась в Хосбро в прошлом месяце. Моя «Живая Малышка» имеет множество датчиков и реагирует на прикосновения. По словам создателя роботов из Массачусетса, «она знает, когда ее обнимают и даже укачивают». Она может имитировать эмоции, меняя выражение лица и издавая различные звуки. Кажется, будто у нее меняется настроение. Она требует заботы. Другими словами — показывает себя ребенку как существо с равными правами и достоинствами. «Живая Малышка» — соблазнительная машина. Теккл отмечает: «Нам не надо бояться компьютеров больше чем самих себя, чтобы не превратиться в компьютеры... тогда мы на себе начнем испытывать опыт машин». «Так что же нас ждет?», — размышляют многие исследователи в области искусственного интеллекта и роботостроения. Брукс считает что впереди — разумное сотрудничество людей и имплантов, при котором не будет смысла говорить о психологической и философской разницей между ними. Что касается людей, он отмечает, — «Нет новых физических принципов развития, нет души, нет эликсира жизни, нет молекул, работающих вместе в мозгу, фиксирующих физические процессы его частей». Возьмем философию Наиболее распространенное определение «человека» связано с уникальностью нашего разума, однако технология разрушает это мнение. Разве нет компь ютера, обладающего сильным интеллектом? А способность разума изменяться? А способность критиковать свои собственные проекты? А способность создавать случайно? Большие открытия могут происходить неожиданно: одним из лауреатов Нобелевской премии в области химии в этом году стал Хидэки Шеракава, который, благодаря ошибке в лаборатории, открыл проводящие полимеры Если киборги меньше подвержены разрушениям, чем человек, должны ли они быть менее продуктивными9 А как насчет причуд? Альберт Эйнштейн говорил и думал, как ребенок, что не помешало ему открыть теорию относительности. В конце концов, изменение человечности — это философская материя. Философия, однако, почти ничего не говорит об этих вещах. Академические философы потрудились сделать несостоятельной свою науку за последнее столетие. Определение понятия «человек» они пытались дать несколькими замечаниями, правда, достойными уважения Бернард Вильяме в книге «Мораль» 1972 г. пи шет: «Современная философская мораль определила оригинальную концепцию человеческого бытия, которое аморально само по себе». Кто потом сможет говорить о морали? Конечно не инженеры. Элен Ульман, программист, компьютерщик и автор книги «Машина: Технология и ее несовершенство», вышедшей в 1997 г., говорит, что «проблема не в технологии, которая в любой момент может быть остановлена. Проблема в том что инженеры делают выбор за всех нас». Оружие отдается в чьи-то руки и неизвестно, как оно будет применяться на самом деле. И только те, кто использует оружие, понимают степень риска. Следующее десятилетие станет принятием большого решения. Новые технологии ждет коммерческий успех. Но все зависит от того, как мы ответим на вопрос — кто же мы есть на самом деле9 С одной стороны, все возможности приветствуются, несмотря на опасности, потому что мы любим знания С другой стороны, мы не хотим, чтобы технология победила нас самих. Выбор остается за человеком. Да, прогресс прогрессом, а вопрос: «Что есть ЧЕЛОВЕК9», остается неизменным многие века. Видимо хотим мы этого или пет, но придется на него отвечать. И, может быть, суть всего, что делает человечество на земле, сводится к тому, чтоб в конечном счете найти этот ответ. Чего мы хотим добиться, совершая научные открытия? Совершенства тела? Души9 Сознания? Внешнего или внутреннего мира9 Чем стремительней наша жизнь, тем глобальнее становятся эти вопросы. Для каждого в отдельности и для всего человечества в целом. ■ Ж • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • v.v »• • ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 1 25 0 0 3 |