Техника - молодёжи 2004-01, страница 11Ю.П. Молчанова. Парадокс, но на родине флорентийской мозаики, в Италии, нет мастеров, производящих аналогичные по сложности работы. Янтарная комната принималась в мае 2003 г. Высшим экспертным советом, в состав которого входили представители Министерства культуры, директора крупнейших художественных музеев страны, специалисты. Сравнивать работу было не с чем в связи с отсутствием оригинала, а единственное сопоставимое изделие — флорентийская мозаика — практически идеально воспроизводило оригинал по изображению и цветовой палитре и превышало его по качеству исполнения. Официально первыми посетителями комнаты стали ветераны Великой Отечественной войны в дни празднования Победы. После чего комната предстала перед всеми посетителями дворца. Экспозиция, повествующая об истории Янтарной комнаты и работах по ее воссозданию, представлена в отдельных залах. С 1982 г. работами в реставрационной мастерской руководил А.А. Журавлев, много сделавший для проведения работ и сохранения коллектива в начале 1990-х, а с 1995 мастерскую возглавляет Б.П. Игдалов. Финансирование работ после 1993 г. стало нерегулярным и явно недостаточным, поэтому в течение следующих 4 лет работы практически не велись. С 1998-го они были возобновлены — финансирование работ вял на себя немецкий концерн «Рургаз». В связи с необходимостью завершения Янтарной комнаты к началу юбилейных торжеств, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга, штат реставрационных мастерских был увеличен до 40 масте ров. После возобновления работ реставрация проводилась под руководством А.А. Крылова, В.М. Домрачева. При воссоздании Янтарной комнаты использовался только натуральный янтарь из Калининградской области, синтетические аналоги и имитаторы не применялись. Из общего объема поставок для янтарной комнаты, составившего около 6 т, в окончательном изделии масса янтаря не превышает полутора тонн — все остальное ушло в отходы при зачистке янтаря от корки, его распиловке, резьбе, шлифовке, полировке. Суммарный расход государства (Советского Союза и России) на воссоздание Янтарной комнаты составил около 8 млн. $. При создании Янтарного кабинета прусские мастера использовали в работе различные способы тонирования янтаря: термообработка в автоклавах при температуре 250-270°С с последующим медленным охлаждением, кипячение в растительном масле и т.п. Все это позволяло расширить цветовую палитру, но резко сокращало продолжительность жизни янтаря. За годы существования Янтарной комнаты в Екатерининском дворце с целью «оживления» янтарные панели покрывали различными лаками, олифой, что в итоге создало поверхностную многослойную пленку и не лучшим образом сказалось на янтаре. На сохранившихся фотографиях Янтарной комнаты в замке Кенигсберга, сделанных в военные годы, видно, что ее перевозка прошла далеко не благополучно и часть янтарной облицовки панелей и ажурной резьбы утрачена. Таким образом, по мнению сотрудников Царскосельского музея и сотрудников реставрационной мастерской, спустя три сотни лет прошедших с момента изготовления от Янтарного кабинета Фридриха Великого, многие его элементы, скорее всего, уже не подлежат восстановлению. В поисках Янтарной комнаты реставраторы участия не принимали, но внимательно следили и следят за их результатами. И, если Янтарная комната прусских мастеров все же будет найдена, то после реставрационных работ для нее непременно найдется место в залах дворца. п Этим был наполнен сбитый в 1945 г. немецкий транспортный самолет. Справа — преподаватель воронежской водолазной школы «рифовец» В. Кривошеее, слева московский метростроевец, член клуба «Память ЭПРОНа» И.Шумилов (кстати, участник экспериментов по погружению на большие глубины в Институте медико-биологических проблем), в центре их польский коллега ков либо иной тары с Янтарной комнатой не оказалось. То ли потому, что искали черную кошку в темной комнате, куда та не забиралась, то ли пропавшее сокровище новые хозяева успели прибрать к рукам — пришлось закрыть и эту версию. Впрочем, отрицательный результат тоже ценен. А Янтарная комната, что называется, как в воду канула, а если потом где и «всплыла», пока остается неизвестным. В том-то и прелесть некоторых тайн, что они остаются нераскрытыми, предоставляя энтузиастам прекрасные возможности творить, выдумывать и пробовать... п Фото Александра Кулешова ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ Г 11 0 0 4 |