Техника - молодёжи 2004-01, страница 9

Техника - молодёжи 2004-01, страница 9

вые технологические приемы обработки янтаря, совершенствовались приемы фиксации элементов.

Мастера реставрационных мастерских, изготовлявшие плоский набор панелей и облицовку профильных элементов из пластин янтаря толщиной около 5 мм, разработали различные приемы крепления янтаря. Плоские пластины, изготовленные в соответствии с утвержденным рисунком и подогнанные друг к другу, крепились к плоскости на мастике. Интальи —элементы с резьбой на внутренней поверхности — удерживались соседними элементами над подложкой из фольги, усиливавшей эффект освещенности и объемности резьбы. Аналогично крепились и отдельные резные элементы.

Резчики по янтарю должны были воспроизвести объемное резное изделие, имея на руках лишь изображение на фотографии (если имелось достаточно четкое), рисунок, выполненный на стадии разработки макета и элемент гипсовой отливки макета. Мастер самостоятельно прорабатывал «раскрой» каждого сюжетно завершенного фрагмента, после чего подбирался янтарь. Все резные элементы выполнялись с «замком» в нижней части боковой поверхности для крепления на плоском или фасонном янтарном наборе панели.

Несмотря на изначально высокую подготовку, оснащение и отработку типовых технологических процессов, на изготовление одной панели размерами 1,4x2,0 м, состоящей примерно из 5 тысяч плоских, профилированных и объемных резных янтарных элементов уходил примерно год напряженной работы всего коллектива.

На четырех рамах Янтарной комнаты были помещены 16 маскаронов —

Были отработаны различные техно- Мастер В.И.Мезенцев на рабочем месте

логические процессы распиловки и обработки янтаря, подобран или создан заново инструмент для всех видов работ. Янтарь требовал особых режимов механической обработки, шлифовки, полировки. Для этого использовались малогабаритные станки и даже зубоврачебная техника, а для профильной обработки пластин янтаря пришлось заказывать на Сест-рорецком инструментальном заводе специальные фрезы.

С учетом ошибок прусских мастеров разработали жесткую конструкцию рамы для каждой панели. Янтарный набор монтировался на березовую фанеру, имеющую минимальное расширение при изменении температуры и влажности. Одновременно решили отказаться от технологий и материалов, оказывающих вредное воздействие на янтарь. При изготовлении панелей использовались пчелиный воск, дамора, специальные

шлифовальные и полировальные пасты, мастики и красители для янтаря, разработанные кафедрой органических красителей ЛТИ им. Ленсовета.

Все стадии работ сопровождались созданием документации, подробных схем, рисунков, фотографий, описаний рецептур специальных материалов и технологических особенностей обработки янтаря.

В середине 1980-х приступили непосредственно к воссозданию убранства Янтарной комнаты. Сначала мас-тера-реставраторы Царскосельского музея восстановили резные деревянные рамы с золотым покрытием для зеркальных вставок. В 1985-м мастера по янтарю начали изготовление первой пилястры нижнего яруса. Пять мастеров вели кропотливую работу в течение года. Несмотря на накопленный определенный опыт, в ходе выполнения работы отрабатывались но

во заместителю министра культуры СССР В.И. Попову, потом его информацию предоставили заместителю Совета министров Украинской ССР П.Т. Тронько и сотруднице Калининградской геолого-археологической экспедиции («псевдоним» организации, занимавшейся поисками Янтарной комнаты) Е.Стороженко. Обращался Д.Е. Груба в КГБ Украины, но там, видимо, своих хлопот хватало и отставному майору ответили, что «это не их дело». И вот пришла очередь заняться этой историей нашему журналу.

В декабре 1980 г. мы устроили совещание, на которое пригласили сотрудника Академии наук СССР Е.А. Боярского, давно занимавшегося поисками пропавшей реликвии, И.И. Мирончук из упоминавшейся калининградской геолого-археологи-ческой экспедиции и Дмитрия Ефимовича. Все пришли к выводу, что «в потопленном в 1945 г. в Вислинском заливе обозе находились большие культурные ценности и значительна вероятность того, что в нем была и демонстрированная немцами Янтар

ная комната». Даже если ценности и не относились к ней, то проведение подводно-поисковой экспедиции «абсолютно целесообразно».

И вновь к намеченному предприятию привлекли воронежский клуб «Риф», во главе с В.Н. Латарцевым и харцеров Б. Вашкевича. Первым делом на разведку отправили В.Д. Захарченко, Б. Вашкевича, В.Н. Латар-цева и Д.Е. Грубу. Дмитрий Ефимович быстро сориентировался и на проложенной вдоль залива бетонке нарисовал точку («здесь был мой танк») и стрелку, показывающую направление стрельбы машин его взвода (когда мы через некоторое время прибыли туда, кто-то старательно уничтожил это целеуказание).

Теперь в состав экспедиции включили профессора Н. Айбулатова из Института океанографии АН СССР, его коллег из [даньского университета, специалистов Гидрографической службы Дважды Краснознаменного Балтийского флота с судном БГК-767 и мелкосидящим катером типа «Кайра», которые наводились установленным на берегу залива лазерным тео-

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ Г 9 0 0 4