Техника - молодёжи 2004-01, страница 7

Техника - молодёжи 2004-01, страница 7

тыре мозаичных пейзажа с аллегорическими изображениями пяти человеческих чувств, неизменно вызывала восхищение у посетителей дворца. Мозаичные картины из цветных камней были вставлены в рельефные янтарные рамы, выполненные русскими мастерами уже при Елизавете. Комнату украшали барельефы, маленькие бюсты, резные фигуры, гербы, разные трофеи — все из янтаря.

Пережившая без явных и невосполнимых утрат годы революций, Гражданской войны и НЭПа, в 1940-х гг. Янтарная комната снова «поменяла» владельца.

В первые месяцы Великой Отечественной войны планомерно велась эвакуация промышленности и художественных ценностей из собраний музеев Ленинграда и области, но эвакуировать Янтарную комнату не удалось. Сотрудники музея, обеспечившие подготовку к эвакуации малоразмерных изделий из убранства комнаты, опасались начинать демонтаж панелей без проведения специальных работ, т.к. к началу войны они находились в плохом состоянии. По различным оценкам до 30—40% янтарной облицовки осыпалось или отслоилось из-за неудачного подбора прусскими мастерами материала основы (сплоченные дубовые доски) и клеевого состава, частично детали облицовки были утрачены. В сентябре 1941 г. немецкие войска заняли город Пушкин. В годы блокады Ленинграда Янтарная комната была демонтировала немцами и вывезена в Кенигсберг.

В послевоенные годы поисками комнаты, исчезнувшей в Кенигсберге при освобождении Восточной Пруссии от фашистских войск, занимались комиссии, следственные группы и

многочисленные энтузиасты. Резуль- Нижний ярус Янтарной комнаты с вен-татов эти поиски, однако, не принес- зелемкороля Фридриха

ли, а спустя десятилетия количество версий исчезновения лишь увеличилось. Наконец, в 1976 г., на основе сохранившихся фотографий, рисунков и документов семьей Блиновых в Риге и группой художников под руководством архитектора Г.С. Хазацкого в Ленинграде практически одновременно были начаты работы по воссозданию «Янтарного кабинета».

Работа усложнялась тем, что за годы существования этого уникального творения не было составлено никакой документации. В результате кропотливых поисков удалось найти менее сотни пригодных для работы черно-белых фотографий и описания от

дельных элементов. Пять-шесть лет напряженной работы позволили собрать уникальные материалы, разработать первоначальный проект воссоздания Янтарной комнаты и изготовить макеты элементов комнаты в четверть величины.

Однако, решающим оказалось «хочу» Г.В. Романова, в те годы — первого секретаря Ленинградского обкома КПСС и секретаря ЦК КПСС, на которого представленные материалы и макет комнаты произвели настолько сильное впечатление, что Романов сам возглавил подготовку проекта Постановления, а затем и способствовал

бов из разных городов Советского Союза.

Тогда-то к нам подошел делегат клуба аквалангистов при Одесском медицинском институте и сообщил нечто сенсационное. Оказывается, он знаком с человеком... утопившим Янтарную комнату!

Оказалось, в начале 1945 г. младший лейтенант Д.Е. Груба, командир взвода «тридцатьчетверок», вырвался на побережье Вислинского залива у поселка Толкимид (ныне польск. Тол-кимицко). Примерно в 2 км от берега, по льду, отступали немецкие санные обозы. С врагами не церемонятся, и Груба приказал открыть огонь оско-лочно-фугасными снарядами, чтобы взломать лед и отправить «фрицев» на дно. Это удалось, и на берег вышло около сорока немцев, а один из них, в штатском, сказал танкисту:

— Вы знаете, что только что потопили Янтарную комнату?

О таковой Дмитрий Ефимович не знал, зато побывал в соседнем имении Кадыны, где после 1918 г. обосновался бежавший и разжалованный Николаем II великий князь Кирилл