Техника - молодёжи 2004-01, страница 10

Техника - молодёжи 2004-01, страница 10

Флорентийская мозаика из утраченной Янтарной комнаты демонстрируется на выставке, рассказывающей и этапах воссоздания Янтарной

Панель с флорен-

mm

ШЙ

портретных изображений мужчин, предположительно — прусских мастеров, принимавших участие в изготовлении кабинета. Перед резчиками янтаря предстала заманчивая возможность увековечить себя, но взяла верх принятая с самого начала установка — максимально следовать оригиналу.

Тем не менее, с целью сохранения для потомков имен мастеров по янтарю В.М. Домрачев, A.M. Крылов,

A.П. Ванин, С.П. Каминский, В.И. Мезенцев, Б.Э. Минц, В.Н. Гундаров,

B.В. Куракин и другие мастера оставили свои подписи на камне Янтарной комнаты, там же где свои подписи оставили и прусские умельцы на камне Янтарного кабинета.

Готовые и принятые Государственной инспекцией по охране памятников, янтарные панели из мастерских на руках (как и в XIX в.) переносились во дворцовое помещение, где монтировались на подготовленных местах. Уже на месте после установки производилась окончательная доделка —

долитом-дапьномером, поляки предоставили моторные боты и радиосвязь. Войско Польское развернуло в городе Фромборг палаточный лагерь.

Наши аквалангисты были из «Рифа», московского клуба «Память ЭПРОНа» и ленинградского «Поиска», польские — из харцерских объединений «плетвонураков».

Экспедиция работала в 1988 г. И вновь расспросы старожилов, рекогносцировка местности, разведывательные поездки в Эльблонг (быв. немецкий Эльбинг), Криницу Мож-ску. А с заливом не повезло — видимости никакой, все заилено, кишат всяческие представители флоры и фауны. Правда, гидролокаторы исправно фиксировали все, что покоилось на дне. И тут — сюрприз!

Груба был прав — в 1945 г. по заливу проходила ледовая дорога, по которой отступающие немцы прорывались на запад. Говорили, что дно залива было усеяно потопленными танками, транспортерами, автомобилями, но нам попадались только размокшие бревна и кирпичи.

Впрочем, поляки рассказывали, что

Воссозданная Ян- ^ V^HCI тарная комната ^^ .'

накладка янтарных элементов на швы между пане-

восстановления панелей нижнего яруса и резного обрамления зеркал, зал с элементами Янтарной комнаты был открыт для посе-

же, в 1990-х гг. в

реставрационной мастерской параллельно с основными работами началось воссоздание флорентийских мозаик — картин из тонких контурно обработанных пластин цветного камня. Для их воссоздания мастера изучали описания и черно-белые фотографии оригиналов, поделочные камни из месторождений в Италии, атак же образцы итальянской живописи XVIII века. Мозаики выкладывались в реставрационной мастерской из яшмы, ла-

Миша

V. » {» .-»* I 1 »

Ш\

зурита, оникса и других поделочных камней.

Первую флорентийскую мозаику мастера (в первую очередь — Б.П. Иг-далов) делали 4 года, последующие выполнялись 2—3 мастерами за 1,5 года. Находка в 2001 г. одной из четырех мозаик Янтарной комнаты в Германии и ее возвращение в Россию позволили сравнить оригинал с новым изделием и оценить мастерство Б.П. Игдалова, В.Н. Шафеева,

в 50-е годы, когда и эти земли отошли к ним, залив основательно почистили. Исправные машины передавали и продавали после подъема и ремонта государственным учреждениям и частникам, безнадежно поломанные шли в металлолом. В прибрежных зарослях мы нашли немецкий транспортный самолет, набитый проржавевшими винтовками. А вот ящи-

Лазерно-дально-мерный пост, оборудованный балтийскими моряками на берегу Вис-ланского залива.