Техника - молодёжи 2004-05, страница 55

Техника - молодёжи 2004-05, страница 55

и

н

Сейчас, может быть, как никогда, нам не хочется оставаться иванами, родства не помнящими. Да и нельзя больше такими оставаться — себя нынешних тоже не понять без знания подлинной своей истории. К постижению ее ведет множество путей: однажды они все обязательно где-то сойдутся...

И. И. Срезневский считал, что первые страницы нашей истории останутся белыми до тех пор, пока не примет в этом участия филология: именно она расскажет правду о первоначальной жизни народа, о его нравах и обычаях, и сделает это теми самыми словами, которыми выражал ее сам народ.

Фольклористика — филологическая наука. Наука, с большим трудом добившаяся своего становления и с огромной волей преодолевающая

Александр Николаевич Афанасьев (1826- 1871)

■г'-г'-г'-г'-г'-г'-г'-^-^-г'-г'-г'-^-г'-г'-г'-г'-^-г'Л

В XIX в., в ситуации «светской» оторванности от «Земли» (пользуясь терминологией К. Аксакова), размышлять о собственном народе, не зная как следует его истории, было нелегко, но необходимо. Можно утверждать, что на пути постижения истины преимущества заведомо были у тех, кто успел прикоснуться к народному творчеству, тем более — сам собирал по крупицам и пытался анализировать фольклор — главное творческое наследие народного духа. Через него мыслители опосредованно «выслушивали» народ, стремясь «пробраться» к его душе и его далекой истории, надеясь в то же время вернуть ее и себе как части того же народа,— который однажды каким-то образом разделился на просто «народ» и «свет»...

Имя Александра Николаевича Афанасьева, фольклориста и историка, прославлено в отечественной культуре благодаря двум его беспримерным трудам.

Один из них — сборник «Народные русские сказки» (в 1855 — 1863 гг. в Москве вышли в свет восемь выпусков этого собрания). Сам Афанасьев справедливо признавал его своей «заслугой в русской литературе», ведь и сегодня мы читаем и слушаем эти сказки именно в его обработке. Другой фундаментальный труд — трехтомное исследование с полным названием «Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов» (1865 — 1869).

Многие подробности его жизни нам неизвестны, но ясно, что жизнь эта не была ни долгой, ни легкой... До сих пор не написано отдельной биографии ученого — в лучшем случае добросовестные исследователи дают в сборниках его сочинений более или менее развернутую биографическую справку, включают некоторые сведения в комментарии к текстам. Недлинные статьи об Афанасьеве можно встретить и в некоторых биографических словарях.

Александр Николаевич родился в 1826 г. в Воронежской губернии, в дворянской семье. Учился сначала в Воро-

преграды на своем пути — искусственные, по преимуществу.,

Рубрику ведет Татьяна БУРДАКОВА

нежскои гимназии, а затем на юридическом факультете в Московском университете, который окончил в 1848 г. В первой же своей пробной лекции Афанасьев продемонстрировал сложившиеся у него к тому времени демократические убеждения, в результате чего его сочли неподходящим для исследования древнерусского права.

Вскоре после окончания университета Афанасьев начал печататься. В течение ряда лет некрасовский «Современник» постоянно публиковал его рецензии на книги по истории России и обзоры исторической литературы. Его статьи выходили в «Отечественных записках», «Архиве историко-юридических сведений, относящихся до России» и в других изданиях. Работы Афанасьева то и дело не пропускала цензура, многие из них по нескольку лет оставались «в столе». Например, из четырех статей о призрении бедных на Руси была напечатана только одна. А его знаменитые «Заметки о загробной жизни по славянским преданиям», написанные в 1854 г., увидели свет лишь в 1861. Им был опубликован и ряд статей по истории русской литературы и журналистики, немало текстологических и источниковедческих работ, сопровождавшихся публикацией рукописей.

Но самые значительные труды были созданы Афанасьевым в области изучения и публикации фольклора.

Основу собрания «Народные русские сказки» составили записи сказок из архива Русского Географического Общества, дополненные записями Владимира Ивановича Даля. Уже современники Афанасьева отмечали тщательность подготовки текстов, полноту собрания, качественную систематизацию по образам, темам и стилю.

Другой сборник «Народные русские легенды», вышедший в 1859 г., был запрещен по протесту обер-прокурора Синода в 1860, а в 1895 г. переиздан в Берлине.

Еще более сложная и запутанная история связана с появлением в печати третьего сборника из этой специфической «трилогии» — «Русских заветных сказок»: предполагали, что у Афанасьева были на

лажены связи с прессой русских революционных эмигрантов, куда он и передал некоторые архивные материалы, а также рукопись сборника «Русские заветные сказки», опубликованную приблизительно в 1872 г. в Женеве без имени составителя. Во всяком случае, доподлинно известно, что Афанасьев являлся в тот период корреспондентом Герцена, а также то, что осенью 1862 г. у него произвели обыск. Он был привлечен к следствию по делу «О лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами» и уволен со службы в архиве Министерства иностранных дел с запрещением служить в государственных учреждениях...

Александр Николаевич Афанасьев был страстным и одержимым исследователем русской древности и собирателем устных памятников народного творчества: когда у него в руках оказывался материал, связанный хотя бы предположительно с историей и культурой народа, он, оберегая его возможную уникальность и ценность, не желал идти ни на какие компромиссы — замалчивать или исключать хоть что-нибудь из собранного. А «Русские заветные сказки» полны эротических, а также антибарских и антипоповских мотивов, — понятно, что в то время в России нельзя было и думать о публикации подобного сборника.

Цензурные запреты налагались не только на собрания «непристойных» фольклорных текстов или текстов с иным «ненадежным» содержанием, но и, как следствие, на опыты их научного осмысления.

Уже упомянутая нами работа «Заметки о загробной жизни по славянским преданиям» была далеко не единственной в этом списке. Она, наряду с другими («Колдовство на Руси в старину», «Рели-гиозно-языческое значение избы славянина», «Языческие предания об острове Буяне», «Зооморфические божества у славян: птица, конь, бык, корова, змея и волк»...), вошла впоследствии в его трехтомный труд «Поэтические воззрения славян на природу». Кстати, название это отчасти явилось результатом цензурного давления, поскольку первоначально оно виделось Афанасьеву как: «Религиозные воззрения славян на природу»...

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 5 2 0 0 4

10