Техника - молодёжи 2004-05, страница 56




Техника - молодёжи 2004-05, страница 56

4i АДО>

Все три тома этого труда, посвященного историко-филологическому анализу языка и фольклора славян, вышли в Москве в 1865—1869 гг. С тех пор он не перестает являться бесценным собранием эмпирических фактов в области славянского фольклора, средоточием гениальных авторских прозрений, а также объектом споров в научных кругах и камнем преткновения в многочисленных ученых разработках.

Афанасьева принято относить к так называемой мифологической школе — научному направлению, возникшему в эпоху романтизма. В основании концепции мифологической школы лежала эстетика Ф. Шеллинга и братьев Шлегелей: в соответствии с ней, мифология являлась источником и «ядром» искусства; сказка, эпос, легенда и другие виды фольклора возникли в процессе эволюции именно из мифа и являются бессознательным и безличным творчеством коллективной «души народа»1. К этой же школе относят ФИ. Буслаева, Ап.Н. Веселовского, которые впоследствии отошли от нее и подвергли научной критике. Последующее развитие науки не приняло методологию и теорию мифологической школы, однако общепризнанными остаются ее следующие заслуги: как минимум она подтолкнула научное сообщество к активному изучению народного творчества, ею были заложены основы сравнительной мифологии и поставлен ряд важных теоретических проблем в фольклористике.

При всем при том, научно-творческое наследие каждой такой личности, как Буслаев, Веселовский, Афанасьев, никогда не может быть истолковано исходя лишь из принципов какой бы то ни было школы, поскольку никогда не ограничивается одними ее задачами и методами.

Отношение к «Поэтическим воззрениям славян на природу» как крайне уязвимому в концептуальном отношении исследованию с течением времени сильно изменилось. Однако существует мнение, что нынешнее состояние науки все

„ Картина Васнецова «Иван-Царевич на Сером волке». 1898 г. По мере дальнейшего изучения фольклора подтвердилась мысль Афанасьева и позиция мифологической школы в целом, что сказки (в первую очередь, волшебные), действительно, являются измельчавшими потомками древних

s Картина В. Максимова «Бабушкины сказки». 1867г. В старину на Руси рассказывание и слушание сказок имело ритуальный характер. Сказителями, как правило, были пожилые люди. На произнесение сказочных текстов распространялась система запретов: считалось, например, что нельзя рассказывать сказки летом и в дневное время...

же мало способствует объективной оценке трудов Афанасьева. «Как это ни странно, отдельные научные школы конца XX в., претендующие на глубокое проникновение к самым истокам славянского язычества, только усугубили те недостатки мифологических исследований А. Н. Афанасьева, которые были поняты и осмыслены уже его современниками...» — считает известный исследователь А.Л. Топорков2.

В своем труде Афанасьев предложил оригинальное видение проблемы древнерусского язычества. По словам Топоркова, «он совершал поворот, знаменовавший собой решительный разрыв с многовековой традицией христианского видения язычества, к которой сознательно или неосознанно присоединялись и многие из его современников»3.

Афанасьев-исследователь опирался на традицию, заложенную в таких трудах отечественных ученых, как «Святилища и обряды языческого богослужения древних славян, по свидетельствам современным и преданиям» И. И. Срезневского (очерк о нем см. в «ТМ» №1 за 2004 г.), «Славянская мифология» Н.И. Костомарова, многочисленные работыФ.И. Буслаева...

Также, как Буслаев, Афанасьев считал, что слово и миф зарождаются совместно и связаны друг с другом как содержание и форма. Он придерживался гипотезы, согласно которой слово имело изначально образный характер и само по себе было метафорой. Потому, как считает Топорков, фольклор — и, прежде всего, загадки, заговоры, заклинания, волшебные сказки, — интересует Афанасьева в первую очередь, как источник для реконструкции метафорического, или поэтического, языка.

Этот поэтический язык мог возникнуть, лишь когда человек видел мир, сплошь состоящим из одушевленных, одухотворенных существ — народ-художник создавал его, любя всей душой природу и

1 Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: «Интелвак», 2001, с. 566.

! А. Н. Афанасьев. Происхождение мифа. М., «Индрик», 1996, с. 7.

3 Там же, с. 436.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 5 2 0 0 4

10



Обсуждение
Понравилось?
Войдите чтобы оставить комментарий
Понравилось?