Техника - молодёжи 2004-09, страница 39Б. В. Щербаков. «Псковский кремль». 1966 г. Псков — один из оплотов древнерусского «народоправства» Республика как форма правления по природе своей противопоставлена монархии. Симпатии Костомарова — однозначно на стороне первой; на стороне древних традиций «народоправства»: многие годы он подробно изучал те периоды нашей истории, когда голос народа звучал уверенней... Движение русской истории, согласно Николаю Костомарову, определялось борьбой удельно-вечевого начала с единодержавием, победившим в XVII в. Борьба эта приняла форму сложных взаимоотношений между великорусским народом, выработавшим идею государственной централизации, и «южнорусами» — носителями вечевой демократии и вольности. Историк, правда, отмечал, что и северо-восток Руси некогда знал вече, но там его основания были не столь сильны. Вечевой строй Новгорода, Пскова и Вятки Костомаров считал продолжением «южнорусских» традиций самоуправления. Когда-то, повторимся, Костомаров (и, разумеется, не он один) ставил в укор К. Аксакову его идеализм и чрезмерный «московский патриотизм», приведшие к «насильственному осветлению периода московского государства» (3). Как видим, основания могли найтись и утех, кто упрекал самого Костомарова в идеализации республиканских начал у «малорусов»... Тем не менее многие последствия установления единодержавия на Руси, по мнению Костомарова, явились одинаково пагубными как для «мапо-росов», так и для «великоросов». Свое отношение к этим последствиям он выразил в статье «Личность царя Ивана Васильевича Грозного» и других работах. А в написанном им программном документе Кирилло-Мефодиевского общества — тайной антиправительственной политической организации (существовала в Киеве, с конца 1845 г. по март 1847 г.), где он возглавлял либеральное крыло, будучи сторонником реформ и просвети-тельско-агитационной деятельности — есть слова о том, что однажды «восстанет Украина из своей могилы», а следом вся «славянщина, и не останется ни царя... ни пана... нихолопа...». Идеал казацкой республики противопоставляется здесь «извратителям учения Христова», «идолам и мучителям» — русским самодержцам6. За деятельность в организации, в 1847 г., Костомаров был арестован, и после года заключения в Петропавловской крепости отбывал административную ссылку в Саратове. Но и там он продолжал заниматься историей, 6 Русские писатели. 1800 — 1917. Биографический словарь. Т 3// М., 1994 г 7 Костомаров Н. Славянская мифология. Киев, 1847 г собирал фольклорные материалы. От полицейского надзора его освободили в 1856 г., и только тогда ученый смог опубликовать работы «Богдан Хмельницкий и возвращение Южной Руси к России», «Очерк торговли Московского государства в XVI — XVII столетиях», «Бунт Стеньки Разина». После чтения статьи «Бунт Стеньки Разина» император Александр II снял с Николая Костомарова запрет служить по ученой части; и уже в 1859 г. его избрали экстраординарным профессором русской истории Петербургского университета. Напомним, что научная жизнь Николая Ивановича начиналась в Харькове, азатем, до ареста, продолжалась в Киевском университете в качестве адъ-юнкт-профессора русской истории. Здесь он, в числе прочего, читал курс лекций по мифологии славян. Сохранилось весьма любопытное издание «Славянской мифологии», датированное годом ареста Костомарова, где исследователь утверждает, что «славяне, несмотря на видимое многобожие, признавали одного Бога, отца природы...» и что «единобожие славян неоспоримо», а также приводит много свидетельств в пользу духовного единства славян в древности и доказывает, что «наша мифология была несравненно полнее, чем ее представил Нестор»...7 Два раза в своей жизни ему пришлось писать магистерскую диссер- Кадр из к/ф «Богдан Хмельницкий». 1941 г., реж. И. Савченко. Гетман Хмельницкий (Н. Мордвинов) произносит речь о необходимости объединения двух братских народов ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 9' 2 0 0 4 37 |