Техника - молодёжи 2004-12, страница 24

Техника - молодёжи 2004-12, страница 24

оне Котантен-Брест, в Нормандии — присущая ему интуиция не подвела и на этот раз. Поэтому он потребовал усилить береговые укрепления и противодесантную оборону на побережье пролива Па-де-Кале, затем на островах у Нормандии, в Шербуре и Котантене. Впрочем, вскоре он переменил свое мнение, предположив, что главный удар враги «тысячелетнего райха» нанесут севернее устья Соммы, а в Нормандии ограничатся отвлекающими действиями. Но в любом случае они наткнутся на мощную, непреодолимую линию обороны, застрянут перед ней и будут сброшены в море подошедшими свежими соединениями Вермахта.

...«Столь разрекламированный Атлантический вал был больше продуктом хвастливой геббельсовской пропаганды, чем действительно непреодолимым укреплением — писал уже после войны генерал бывшего вермахта „ К. фон Типпель-скирх. — Его опорные пункты создавались постепенно и изолированно друг от друга. В принципе — ив этом была трагедия — немцы обязаны были считаться с возможностью высадки противника повсюду, от Антверпена до Бискайского залива, равно как и на французском участке средиземноморского побережья, что вынуждало распылять слабые немецкие силы».

Фон Типпельскирх явно лукавил, перекладывая ответственность за неудачи коллег-военных в Нормандии на тех, кто строил и оснащал этот вал. Он запамятовал, что за подразделениями, находившимися в опорных пунктах непосредственно на побережье, стояли готовые прийти к ним на помощь прекрасно оснащенные, мобильные соединения, укомплектованные отборными кадрами. Эти пехотинцы и танкисты хорошо представляли, что, им предстоит. «В России мы сражались человек против человека — вспоминал ун-тер-офицер 17-й моторизованной дивизии СС Г.Гюнтер. — Мы знали, что в Нормандии это будет бой людей против машин». Не переоценивали свои силы и возможности и его товарищи по оружию. «Нам сказали, что первые 5 дней будут решающими — рассказывал после войны лейтенант В.Крюгер из 12-й танковой дивизии СС. — Если мы не сумеем сорвать десантирование, потом это станет невозможно». Эти и другие части не только искусно защищались, но и наносили противнику удары, поэтому операции «Нептун» и «Оверлорд» проходили не так гладко, как позже писали мемуаристы, некоторые историки и романисты (см. воспоминания английских и американских участников событий 6 июня 1944 г. — в статье «Долгая дорога в Нормандию», «ТМ», №11, 2004 г.).

Ставка немцев на мины разного назначения оправдалась. Так, в первый день вторжения американский

эсминец «Кори», уклоняясь от снарядов береговой батареи, подорвался на мине и затонул. Та же участь постигла танко-десантное судно США LST-597, пехотно-десантное LSI-232, а ДС1-91 попал под огонь немецких пулеметов и загорелся LCI-92 был расстрелян и подожжен артиллерией.

Германская береговая батарея «Гамбург», находившаяся в 10 км от Шербура, состояла из четырех орудий калибром 280 мм с дальностью стрельбы 22 км, размещенных в железобетонных казематах за стальными щитами. Против них союзники направили американские линкоры «Техас», «Арканзас», 5 эсминцев и несколько тральщиков, позже к ним присоединился крейсер «Куинси». Они вели по «Гамбургу» сосредоточенный огонь с 12 до 14 ч, израсходовав двести шесть снарядов калибром 356-мм, пятьдесят восемь 305-мм, пятьсот пятьдесят два 127 мм, вывели из строя

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 12 2004

одно орудие, зато немцы подбили 3 эсминца. Через некоторое время с берегового корректировочного поста на линкоры сообщили, что неприятельская батарея превращена в груду обломков. Однако с самолета-корректировщика не замедлили уточнить: «Может быть, это и так, но эти обломки продолжают стрелять...»

Тем не менее сказалось подавляющее превосходство союзников над противником в воздухе и на земле. Часть батарей, опорных пунктов, бункеров и укрытий разрушили артиллерийским огнем и авиабомбами, многие сооружения были обойдены и вскоре прекратили сопротивление, немало гарнизонов, спасаясь окружения, отходили на новые позиции или присоединялись к тыловым частям. И за Атлантическим валом образовался второй фронт в войне против нацистской Германии, которую она сама развязала в сентябре 1939 г. ■

24