Техника - молодёжи 2004-12, страница 39

Техника - молодёжи 2004-12, страница 39

ИСТОРИЯ НАРОДА

До сих пор не утихают полуобывательские разговоры о том, что после революции едва не весь цвет научной со мысли покинул Россию. И это — несмотря на достижения и открытия, явленные миру и собственному народу < в XX столетии советской наукой, наследниками которой мы ныне являемся. Вряд ли были бы они возможны, с£ если бы преемственность оборвалась, и добрая часть «цвета научной мысли» не явилась связующей нитью. § Наряду с теми, для кого эмиграция была единственным выходом или личным выбором, были и те, кто, несмотря на социальные и политические потрясения, на голод и холод в буквальном смысле, продолжал ^ трудиться во имя науки и своего народа, не вступая при этом в сделку с совестью... к

В ПОИСКАХ НАРОДНОЙ ПАМЯТИ {

Выдающийся историк древних славянских литератур и языков, лингвист и текстолог Алексей Александрович Шахматов — основоположник исторического изучения русского литературного языка. В 1897 г. Шахматов возглавил работу над академическим словарем русского языка. В течение длительного времени участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917—1918 гг. Заложил основы текстологического изучения летописей и теоретический фундамент текстологии как науки.

Свой первый в жизни труд А. А. Шахматов написал ещё в детстве. На титульной странице этого сочинения значится: «Деревня Губаревка-Шах-матовка. Книга I. Русская старина». И ниже: «23 апреля 1874 года. Составил Ал. Алексан. Шахматов». Десятилетний историк констатировал: «Княжение Владимира. Св. Владимир так же вёл войны. Руси очень вредил кочевой народ печенеги. Вот только что осталось теперь на память об этих дикарях, там их истребили русские и татары. Они бродили по крайнему югу местностей Европы. Печенеги вышли из Азии и заняли большие пространства...»1.

Это был трёхчастный свод событий прошлого, самая маленькая часть которого составила - 93 страницы. Старшей сестре Алексея Евгении, первой его слушательнице, по её собственному позднейшему признанию, эти «трактаты о Рюрике» тогда просто набили оскомину...

Шахматов родился в Нарве в 1864 г, в дворянской семье. В шесть лет он лишился матери, в семь — отца. Маленького Алексея и двух его сестёр взяли на воспитание в бездетную, но вполне благополучную семью дяди брата покойного отца; отныне дети поселились в родовом имении Шахматовых — в деревне Губаревке Саратовской губернии. Приёмные родители были людьми одарёнными и хорошо образованными.

Богатая домашняя библиотека хранила на своих полках европейскую и русскую классику, биографии писателей и композиторов, сочинения по истории, редкие словари... Детям разрешалось пользоваться ею бес-

1 В.И. Макаров. «Такого не бысть на Руси

преже...», СПб., 2000 г., с. 38.

препятственно. Дядя был уверен, что знание древнегреческого и латыни необходимо образованному человеку и сделал всё возможное, чтобы дети освоили их ещё в раннем возрасте.

В гимназический период (а учился Шахматов в Москве) Алексей Александрович активно работал в рукописных хранилищах города под руководством видных учёных того времени — Ф.Ф. Фортунатова, Ф.Е. Корша, В.Ф. Миллера. Он изучал сравнительную грамматику, историю языка и фольклор. Уже в то время Алексей Шахматов попадает под сильное влияние идей Ф.И. Буслаева: он намечает для себя дальнейший путь в науке согласно мысли учёного о том, что познать жизнь древнего народа можно, лишь проводя историческое изучение языка.

Первые научные работы (о рукописи «Жития Феодосия», о тексте «Изборника 1073 года» и других древнерусских текстах) Алексей Александрович опубликовал в 1881 — 1883 гг. в самом авторитетном славистическом журнале того времени — журнале Ватрослава Ягича «Archiv flir slavische Philologie». Знакомясь в 15 лет с трудами историков — Карамзина, Петрушевского, Соловьёва, Костомарова, Шахматов мечтал продолжить и свои некогда начатые труды...

С 1883 по 1887 г. Шахматов обучается на историко-филологическом факультете Московского университета. В 1886-м он печатает первую большую работу «Исследование о языке новгородских грамот XIII и XIV вв». К тому времени многие учёные-слависты воспринимали студента Шахматова как своего коллегу. Поэтому и Ягич, способствуя опубликованию данной работы, в то же время выступил с её критикой, беспристрастно указав на слабые места. Под влиянием критики учёного Шахматов принимает решение самостоятельно исследовать живые говоры севера. Он отправляется в Олонецкий край. Преодолев немалые расстояния, то пешком, то на лодках, то на попутных лошадях, Алексей Александрович так же, как в своё время С.В. Максимов (№7 за 2004 г.), столкнулся с тем, что добиться откровенности от здешних крестьян — независимых, молчаливых, хотя гостеприимных и щедрых — оказалось довольно трудно. Но всё же он собрал необходимый ему материал, обобщив который, сделал вывод о том, что местное население представляет собой

m ippturt iUrt/Awtty t у m ШАЛ^мам^Ш fa

wit атш^цд^

-г—ir ММлл. * JL*.

Страница научной работы 10-летнего Алеши Шахматова

обрусевших финнов, ассимилировавших в себе русских колонистов...

Путешествовать по России с целью изучения русских говоров Шахматов будет ещё не раз. Русская история интересовала его не меньше, чем родной язык. История языка есть ключ к пониманию истории народа. Историю же русского языка учёный Шахматов поведёт от «общеславянского», а затем «общерусского праязыка», анализу которого и посвятит впоследствии свой знаменитый труд «Очерк древнейшего периода истории русского языка»...

В 1890 г. Алексей Александрович получает звание приват-доцента Московского университета, где к этому времени успел прочесть систематический курс русского языка. Однако вскоре Шахматов оставляет лекции в университете и уезжает в Губарев-ку: повинуясь внутреннему долгу дворянина, Алексей Александрович решает испытать себя в должности земского начальника. Холера, сыпной тиф, засуха, неурожаи, пожары, ужасающая детская смертность (в то время в Саратовской губернии на каждую тысячу рождавшихся ежегодно умирало восемьсот2), бунты отчаявшихся, повальная безграмотность, — со всем этим Шахматову пришлось столкнуться лицом к лицу. Крестьяне его любили — за то, что был неподку-

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 12 2004

36