Техника - молодёжи 2004-12, страница 41

Техника - молодёжи 2004-12, страница 41

г, хть яфпшт

(ЫЯ fifty* J Г«<4

■«U.»»№n-f » л ч ЛлГл t'

nintlt M»M<lf

nfrtim tiiifKM

JLfCMi t

Tt m uuiiet «ц< гщ»мгм( I мНиктгяг»

MtTtvuin» a

I

lit СМП/4Г1. ITCI

f' 14 r.., tlHylTt» •

ГЯ •• hi .ft» г Ml ilt. 14 H|t

l/f^ Bf4lr-V»t п. НТ1.1Ш tttln

|«'4ялг»<* Г fTTi • •.Ulft

^vidtl^j^ui ^ : г».«H:|f t»MEI

(HffrnttMrrll % к rfl'rtMM

ми

n if*' * п. I ; 4 •

Киево-Печерский патерик — один из рукописных памятников, изучавшийся А. А. Шахматовым

ского университета. Член многочисленных Обществ и Комиссий (в том числе Комиссии по охране памятников старины), Управляющий I (Славянским) Отделением Библиотеки Академии наук, доктор философии Берлинского университета, член-корреспондент Краковской Академии наук...

Шахматов всю свою научную жизнь был занят разработкой труднейшего вопроса из истории языка — о происхождении русского языка и его наречий в связи с общей проблемой происхождения славянства. Многие вопросы, относящиеся к этой теме, и тогда, и сейчас пока могут быть решены лишь гипотетически...

Честный человек и честный учёный, Алексей Александрович Шахматов всегда оставался и удивительно гармоничной личностью.

Он никогда не был революционером, однако прекрасно понимал, что уже давно российское общество деморализовано и живёт в ненормальных условиях; он нередко помогал революционерам — деньгами, заступничеством, поручительством. Всегда помогал студентам, в том числе — арестованным за участие в демонстрациях и забастовках, во время которых выдвигались требования свободы мысли и слова, а также предоставления университетам истинной автономии в решении своих внутренних дел. В одном из писем Шахматов признавался: «Странное дело — здесь, в Петербурге, я становлюсь всё менее и менее консерватором и положительно начинаю думать о необходимости коренного переворота. Петербургское чиновничество способно погубить Россию, потому что оно самовластно и бесконтрольно. Конечно, слов нет, требования студентов закрыть университет неразумны, этим шагом они

сами у себя выбивают почву под ногами. И всё же симпатии-то мои — на их стороне...»9.

Интересен и тот факт, что, когда по всей России крестьяне стали захватывать помещичьи угодья и жечь усадьбы, сами же крестьяне прислали Шахматову письмо в Петербург, в котором успокаивали его семью и сообщали, что их губаревское имение они «крепко и усердно» охраняют10...

По природе своей Шахматов не был политиком, однако какое-то время заседал в академической курии Государственного Совета, и за это время вместе с другими учёными успел составить «ответный адрес» монарху, в котором излагались следующие требования: полной амнистии по политическим преступлениям, коренного разрешения крестьянского земельного вопроса, развития народного образования на началах всеобщего обучения.

Алексей Александрович был верующим человеком, но в то же время совершенно здраво полагал, что религия есть область чувства, где «элементам разума в сущности не место» Наставляя свою дочь, он писал ей, что «чувству и уму не следует входить ни в конфликт, ни в соглашение». А смысл жизни видел «во всестороннем развитии духовной жизни человека, его воли, ума и чувства»11...

После Октябрьской революции Шахматов отказался от предложений покинуть Россию. Продолжала заседать Комиссия по реформе орфографии, Комиссия по изучению «племенного состава» и племенной карты России, в которой Шахматов был товарищем председательствующего, начиналась реэвакуация рукописей и книг Академической библиотеки из Саратова...

Скончался Алексей Александрович Шахматов в 1920 г. от тяжёлой болезни. Множество некрологов одновременно появились на страницах газет и научных журналов в России, Белграде, Праге, Вене, Париже... А в 1922 г. его знаменитый ученик В.В. Виноградов опубликовал первое исследование научного творчества своего учителя, предварённое такими словами: «Духовная личность этого учёного являлась тем центром, из которого исходили широкие замыслы коллективных начинаний... и в котором находили себе приют и поддержку научные и культурные устремления всех знакомых ему людей...»12. ■

От редакции. В статье «Историк, значит — патриот» (№9, 2004 г.) на с 36 допущена опечатка. Вместо сочетания «теория нормативов» следует читать «теория норманистов».

ВМИРЕМУ

Анатолий ВЕРШИНСКИЙ

С Первопрестольной тягаться трудно, тем не менее, создателями добротных дисков все чаще становятся творческие команды из региональных центров. Правда, выпускать свои творения в свет они предпочитают в Москве. В числе тех, кто охотно сотрудничает со сторонними разработчиками, — столичное издательство «Новый диск». О двух его новинках и пойдет речь.

История мировых цивилизаций. Доиндустриальная эпоха. Лаборатория мультимедиа ТюмГУ, 2004. Свою образовательную программу сотрудники Тюменского госуниверситета адресуют студентам гу-

М 11 1 О В Ы \

ЦИВИЛИЗАЦИИ

До ндустриальнон

эпоха

mmL

9 В.И. Макаров. «Такого не бысть на Руси преже...», СПб., 2000 г., с. 204.

10 Там же, с. 272.

11 Там же, с. 374.

12 Цит. по: 1, с. 382.

манитарных вузов, слушателям курса истории Древнего мира и Средних веков, а также всем, кого интересует наше далекое прошлое.

Пособие дает общее представление о мировых цивилизациях древности и Средневековья в основных тенденциях их развития. В курсе рассматриваются традиции государственно-правового строительства в различных регионах земного шара; особенности социального устройства, общественного и семейного уклада; специфика религиозных верований и социальной психологии разных народов; их достижения в экономике, технике, науке, образовании, культуре.

Информационные ресурсы программы достаточно широки. В ней 18 авторских лекций, более 700 словарных статей, свыше трех сотен географических названий, около 900 биографий, десятки видеофрагментов, сотни иллюстраций и анимированных схем, а также исторические документы, интерактивные географические карты, хронологическая таблица. Разумеется, есть ссылки на интернет-ресурсы по изучаемому предмету

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 12 2004

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Скачать ют №6 2000г

Близкие к этой страницы